Турклуб «Вестра» » Творчество » Анатолий Джулий » Турклуб «Вестра» - откуда, как и почему?

Турклуб «Вестра» - откуда, как и почему?

 

Анатолий Джулий, заслуженный мастер спорта России

Когда-то, едва закончив институт, я приехал в Москву... Но история началась немного раньше - сразу после окончания института, едва получив диплом и распределение (да-да, тогда еще было распределение на работу), я пошел в горы. До выхода на первую свою работу было пару недель, и, собрав что-то около 6 человек выпускников, мы едем на Кавказ - Восточный. Собственно, задачей было пройти по р. Асса - по каньону, который не удалось посетить летом. Это что-то вроде "единички", с н/к-ашкой в начале и перевалом 1А в конце для выхода к людям. Каньон мы прошли, совершив примерно 15 переправ и столько же обходов по верху участков этого каньона, и вышли в верховья этой реки, где неожиданно для себя встретили группу туристов под руководством Е. П. Титковой. Так началось мое знакомство с москвичами и турклубом ЛЕРАКТ - районным клубом Москвы. Из людей, известных нынешнему поколению клуба, в этой группе был еще Саша Ключник. Они только-только слезли с первопрохождения перевала Крыленко 3Б, который шли 12 дней. Поскольку я знал, что по работе осенью сразу уезжаю в Москву, взял у ребят адрес клуба - для продолжения знакомства. Так для меня началась история клуба - с моего прибытия в столицу поздней осенью 1982 года.

Клуб к тому времени существовал уже 3-й год, и крепко стоял на ногах. Работали четыре секции - горная, водная, пешая, лыжная. Пожалуй, наиболее сильно развит в клубе был как раз горный и водный туризм. Причем и в походах, и в технике (ныне обзываемой непонятным словом "многоборье"). Надо сказать, что наши водники тогда составляли костяк сборной Москвы по технике водного туризма. Да и Горники участвовали в соревнованиях далеко не на последних ролях, соперничая с лидировавшими тогда командами ЛКТ и "Трудовые резервы". Но - обо всем понемногу. Тем более, что рассказываю я не как летописец, и это лишь взгляд на нашу историю под углом тех походов и соревнований, которые проходили с моим участием. Так что за некоторую ограниченность этого рассказа сразу прошу извинить.

...Я знал, что клуб находится у метро "Сокол", и нужно проехать 2 остановки на троллейбусе (потом уже выяснилось, что одну). Кстати, это сейчас можно залезть в Интернет и тут же найти то, что нужно, вплоть до схемы проезда. Тогда же я столкнулся с неожиданными трудностями, так как в горах забыл взять телефон и более подробный адрес клуба. Так что с поиском клуба возникли проблемы - проехав эти две остановки, я обошел подвалы 30-50 домов, так и не найдя клуб (ну, естественно). Грустно это было... Ближе к новому году звонит мне один из "Романтиков" - наших Одесских туристов, волею случая оказавшийся в Москве, и зовет сходить на туристский вечер (да, тогда были ежегодно вечера туристов Москвы - объединенные, с конкурсами клубов, стендов, газет, фотографий, фильмов и др.). Я, конечно, с удовольствием туда поехал. И что вы думаете? Никого из знакомых там не нашел. Нет, они там были, просто в том количестве людей, которое там присутствовало, найти было нереально. Зато я нашел стенд клуба - и там был адрес, как проехать, и обозначены клубные дни, где для горной секции были вторник-четверг (могу и что-то напутать, но это, думаю, не смертельно).

Так что заявился я в клуб аккурат на празднование Нового года. Меня тут же попытались записать в школу НТП (ныне - начального уровня), но вскоре я был узнан Леной Титковой, перезнакомлен с другими, и пристроен в школу инструкторов, которая планировала УТП на Кавказе в виде усложненной "тройки" (т. е. с одним перевалом 2Б). Кстати, эту же школу инструкторов заканчивали и Саша Ключник, и Алексей Никоноров. Инструкторами были Виктор Капанин, Борис Крашенинников - из тех, кого у нас хоть немного помнят. А через две недели меня уже ввели в клубную команду по ТГТ с легкой руки Вити Капанина, и приобщили к тренировкам и соревнованиям. Вот так очень насыщено началась моя жизнь в клубе. Летом после "тройки" я, опять же по работе, уехал в Одессу на несколько месяцев. Но к тому времени у меня в ЛЕРАКТе уже была собрана группа в "единичку" на Кавказ, в октябре. Спрятав рюкзак на работе за дверью, я какое-то время посидел, потом сказал, что мне нужно в библиотеку и ушел... Вернулся через две недели, но это уже другая история...

Теперь я в основном расскажу о горах - все-таки, подробностей о деятельности других наших секций знаю мало.

Лена Титкова еще в конце 70-х увлеклась исследованием Восточного Кавказа, и один из интереснейших его узлов - Снеговой хребет - практически полностью "принадлежит" ей и нашему клубу - большая часть перевалов там пройдена под ее руководством, немного - уже под моим, а "посторонних" первопрохождений там можно по пальцам сосчитать. И в 1984-м году Лена меня приглашает участником в "пятерку". Представляете, меня - с опытом первой и единственной "тройки", правда с перевалом 2Б, в поход, состоящий из первопрохождений. Для меня это было огромное доверие. И мы прошли замечательный поход, работая все время впереди с Сашей Ключником. В том же 84-м мы клубной командой впервые поехали на ледовые соревнования в Питер, и тогда же - на соревнования памяти Егорова. Я же в сводил летом свою первую "двойку". На соревнования мы катались регулярно и везде - в Екатеринбург, в Питер, в Смоленск. Много проводилось соревнований и в Москве. В какой-то момент мы начали проводить зимние соревнования силами клуба, у нас к тому времени уже выступало довольно сильно три команды.

В 1986-м - очередные школы, моя первая инструкторская практика, с походом 2-й к. с. на Восточном Кавказе. И экспедиция с Леной Титковой на следующий участок Снегового хребта. Да, 1985 Лена тоже водила пятерку на тот же Восточный Кавказ, и тоже из одних первопрохождений. И наш поход состоялся только из новых перевалов. Тогда прошли и перевал XXVII-го партсъезда, 3А (да, иногда надо было и так называть, тем более, что в этом случае городской турклуб выделял деньги на экспедицию). В этом походе был забавный случай. Лезли мы на Партсъезда с ходу, без предварительной разведки. Ну, вылезли - спуститься нельзя. Нет, не стена - склон крутой, длинный и: похож на болото. В общем, сель может сойти. Ледоруб в эту скально-осыпную субстанцию втыкается легко, по головку. Делать нечего, спускаемся обратно... Обозвали эту седловину, естественно, "Душман". Ну и пошли искать Партсъезда - нельзя же было не пройти. Нашли - гребневый такой перевал получился, через узловую вершинку, с совершенно жуткими дюльферами по скальному гребню - очень уж сыпало...

Так рос наш клуб, росли и мы, как руководители. С 87-го у меня уже своя команда, и с этого года я больше не хожу участником. Я попал в сборную Москвы по технике горного туризма, и в 1987-м году мы стали чемпионами Союза по технике, под Алма-Атой. Клуб наш уже занимал лидирующие позиции в городе, и в ТГТ, и в походах. Хотя по походам были в Москве очень сильные группы в ЛКТ, МАИ и другие, которые проводили сложные походы в высотных районах, а наш клуб на высоту как-то не выбирался (хотя Лена Титкова раньше ходила и на Памир). Вот и подумалось - неужели история высотных походов нашего клуба началась с меня? Тогда, возможно, стоит вспомнить это начало.

1988-й год - 4-ка на Памире, "потолок" - 5400, 90-й - первая Памирская 5-ка, уже с первыми высотными первопрохождениями и первым высотным траверсом пика Высокая стена, 6300. 91-й - первое руководство 6-й к. с. на Тянь-Шане, траверс в. З. Шатер, 6637 м. Растет и наш клуб, проводя ежегодно несколько школ только по горному туризму. НТП, СТП, СИП и т. д. В 1992-м году, на закате СССР, мы задумали провести школу инструкторов со сборами на Памире и походами после сборов. Наверное, на то время это у нас получилась наиболее сильное клубное мероприятие. Проведя 10 дней сборов - занятия с прохождением перевалов - мы разошлись спортивными походами, четырьмя группами - одна "четверка" под руководством А. Никонорова, две "пятерки" под руководством А. Ключника, А. Панченкова, и "шестерка" под моим.

А клубная команда по ТГТ, теперь уже под моим руководством, стала занимать призовые места на различных соревнованиях, продолжал я участвовать в соревнованиях и в составе сборной Москвы, с которой мы достаточно регулярно ходили в призерах на соревнованиях Всесоюзного уровня.

Союз начал разваливаться, а с ним вместе и клубная система. Мы преобразовались в общественную организацию турклуб "ВЕСТРА", что значит "ветер странствий". К этому времени клуб уже в третий раз переместился, и функционировал на улице Юннатов 17. Но вскоре и из этого помещения нас плавно выселили - туризм новой власти стал не нужен. С этого момента начинается уже новая история клуба - все наши секции разлетелись, и всякие контакты были практически утеряны. Сохранившийся костяк, ведомый Лешей Никоноровым, держался просто чудом "на плаву", перебираясь каждый год на правах нищих по разным помещениям - то школам, то каким-то детским клубам, пока, наконец, нас не приютили на юге, где клуб живет по сегодняшний день. И снова мы растем, проводя регулярные школы и походы. Клуб теперь стал совсем "однобокий", и правильнее его было бы называть "горный клуб "Вестра", так как остался у нас только горный туризм.