Турклуб «Вестра» » Отчеты и карты » Турция, хребет Аладаглар » II кс Ю. Тильман, 2009 г.

Отчёт о горном туристском походе 2 к.с. по хр. Аладаглар, совершённом группой туристов т/к "Вестра" г. Москвы в период с 27.04 по 04.05.2009 г.

Содержание

  1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.
    1.1 Проводящая организация.
    1.2 Район похода.
    1.3 Общие справочные сведения о маршруте.
    1.4 Подробная нитка маршрута.
    1.5 Определяющие препятствия маршрута.
    1.6 Состав группы. Контактная информация.
  2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА.
    2.1 Общая идея похода.
    2.2 Аварийные выходы с маршрута и его варианты.
    2.3 Изменения маршрута и их причины.
    2.4 График движения.
  3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
    3.1 1 ДЕНЬ 25-26.04.2009 г.
    3.2 2 ДЕНЬ 27.04.2009 г.
    3.3 3 ДЕНЬ 28.04.2009 г.
    3.4 4 ДЕНЬ 29.04.2009 г.
    3.5 5 ДЕНЬ 30.04.2009 г.
    3.6 6 ДЕНЬ 01.05.2009 г.
    3.7 7 ДЕНЬ 02.05.2009 г.
    3.8 8 ДЕНЬ 03.05.2009 г.
    3.9 9 ДЕНЬ 04.05.2009 г.
  4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
    4.1 Потенциально опасные участки.
    4.2 Дополнительные сведения о походе.
    4.3 Стоимость проживания и средств передвижения.
    4.4 Итоги выводы и рекомендации.

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

1.1 Проводящая организация.

Московский горный клуб «Вестра»
Адрес: г.Москва, Студеный проезд, дом 7.
Телефон: 8 (916) 124 96 23;
E-mail: info@westra.ru
Web: http://www.westra.ru
Выпускающая организация: МКК Московского горного клуба «Вестра».
Маршрутная книжка: №27/3-201

1.2 Район похода.

Страна: Турция.
Географический район похода: хребет Аладаглар, Турция.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма Категория
сложности
похода
Протяжённость
активной части
похода, км.
Максимальная
высота, м.
Максимальная
высота
ночёвки, м.
Продолжительность Сроки проведения
(активной части)
Общая Ходовых дней
(активной части)
Горный туризм 2 к.с. 122 3 205 3 110 15 дней 9 дней с 26.04 по 04.05.2009 г.

1.4 Подробная нитка маршрута.

(жирным шрифтом выделена активная часть маршрута)

г. Москва - г. Стамбул - пос. Позанты - пос. Чамарды - пос. Демирказык - пос. Пыкырбаши - р. Эджимиш - пер. №29 Восторг (1А, 3 103 м.) - пер. №30 ТНГ (1Б, 3 208 м.) - пер. Неожиданный (1Б, 3 111 м.) - урочище Катырныры - пер. Узловой (н/к, 2 935 м.) - урочище Сарымихмутгелю - пер. Пiдмануло З. п/п (1Б, 2 982 м.) - пер. №27 Кючюк-Демирказык (1А, 3 150 м.) - р. Эджимиш - пос. Пыкырбаши - пос. Демирказык - пос. Чамарды - г. Гереме - г. Стамбул - г. Москва.

1.5 Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятстсвия Категория трудности Характеристика препятствия
(название, высота, характер склонов, новизна)
Путь прохождения
перевал №29 Восторг, 3 103 м., снежный, не п/п С Запада на Восток
перевал №30 ТНГ, 3 208, снежный, не п/п С Юга на Север
перевал Неожиданный, 3 111 м., снежный с Запада, осыпной снежно-осыпной с Востока, не п/п С Запада на Восток
перевал Пiдмануло З., 2 982 м., снежный, не п/п С Севера на Юг
перевал №27 Кючюк-Демирказык, 3 150 м., снежный, не п/п С востока на Запад

1.6 Состав группы. Контактная информация.


п.п
Фамилия Имя Отчество Год
рождения
Опыт Обязанности в группе Место работы,
должность, телефон
Домашний адрес, телефон
1 Тильман Юрий Александрович 1985 4 ГУ,
1 ГР
Руководитель, штурман АКБ "Микомс-Банк" (ЗАО), Экономист
+7 495 786 96 97
г. Москва, ул. Ращупкина, д.6, кв.32, +7 495 440 29 14
atilman@gmail.com
2 Грашин Константин Станиславович 1983 ПВД Реммастер, логист/td> ЗАО "Айпинэт", Заведующий складом, +7 495 926 12 80 г. Москва, ул. Металлургов, д. 13,кор. 2, кв. 9, +7 495 672 01 76
3 Гаршин Александр Станиславович 1986 1 ГУ Финансист ООО "Онлайн фото", продавец-консультант, +7 495 737 49 04
4 Цюрюпа Ольга Владимировна 1986 1 ГУ Коммуникатор ОАО "Русский технологический клуб", аналитик, +7 495 780 92 64 г. Москва, Рязанский пр-т, д. 99, кор. 2, кв. 812/1, +7 926 397 14 75
5 Богданова Анна Викторовна 179 1 ГУ Завхоз, медик ЗАО "Главстрой-менеджмент", отдел МСФО, +7 495 644 02 00 г. Москва, ул. Саморы Машела, д.4, кор.3, кв. 118, +7 495 735 12 84

II СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА.

2.1 Общая идея похода.

Основной идеей похода было прохождение интересного спортивно-ознакомительного маршрута в рамках школы БТП турклуба "Вестра".

Выбор сроков и места похода основывался на многих факторах, но решающим было желание группы провести поход на на майские праздники, учитывая отсутствие у руководителя опыта походов в межсезонье, выбор пал на Аладаглар, в котором май уже не считается межсезоньем.

В рамках маршрута похода были отмечены координаты поилок, отмечены особенности района с учётом снежной зимы. Был осуществлён первопроход перевала. Был записан трек вдоль дороги, неотмеченный на известных топографических картах и схемах хребтовках. Также были изучены пути заезда в район, неописанные ранее.

На маршруте можно отметить большое количество снега (и, как следствие, увеличившуюся лавинную опасность), и высокие температуры необычные для этого времени.

2.2 Аварийные выходы с маршрута и его варианты.

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом руководителя.

Благодаря компактности района, выход к цивилизации был возможен за 1-2 дня по долинам рек. Пути аварийного авыхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам:

Даты Дни
пути
Участки маршрута Способ
передвижения.
27.04-28.04 1-2 Выход к пос. Демирказык по долине реки Эджимиш пешком
29.04-30.04 3 Выход к пос. Демирказык по долинам рек Гюрмелик и Эджимиш пешком
30.04-01.05 4-5 Выход в пос. Капузбаси по долине реки Аксу пешком
02.05-03.05 6-7 Выход в пос. Демирказык через плато через пер. №28 пешком
04.05-06.05 8-10 Выход в пос. Капузбаси по долине притока реки Базармут и долине реки Барзамут пешком

2.3 Изменения маршрута и их причины.

Плановые данные Даты Фактические данные
Участки маршрута Км h м. День пути День пути Участки маршрута Км h м.
Москва - Стамбул - Адана     0 25.04.2009 0 Москва - Стамбул - поворот на Чамарды (30 км до г. Позанты)    
Адана - Демирказык     0 26.04.2009 1 пос. Чамарды - пос. Демирказык 16,8 96
Демирказык - р. Ю. Ялик (рад. заброска) 5,9 604
- 604
Демирказык - р. Ю. Ялик (рад. заброска) - пос. Пыкырбаши - р. Эджимиш 16 400 1 27.04.2009 2 пос. Демирказык - пос. Пыкырбаши - р. Эджимиш, до поворота в каньон вверрх по каньону р. Эджимиш 18,05 613
м/н - Подход под пер. №29 Восторг. 7 1 060 2 28.04.2009 3 м/н - Подход пер. №29 Восторг 3,8 540
м/н - пер. №29 Восторг (1А, 3 103м) - пер. №30 ТНГ (1Б, 3 208) - урочище Катырныры 7 244
- 404
3 29.04.2009 4 м/н пер. №29 Восторг (1А, 3 103м) - пер. №30 ТНГ (1б, 3 208м) - пер. Неожиданный (1Б, 3 111м) 7,86 644
-282
м/н - исток лев. притока р. Аксу 10 - 900
500
4 30.04.2009 5 пер. Неожиданный (1Б, 3 111м) - урочище Катырныры - стрелка правого притока северного притока р. Аксу с северным притоком р. Аксу 13,79 - 846
м/н - в. 3 142 - подход под перевал №5 10 800
- 242
5 01.05.2009 6 м/н - пер.Узловой (н/к 2 935м) - урочище Сарымихмутгелю 9,71 670
- 227
пер. №5 Акчай (1Б, 3 378м) - пер. №28 (н/к, 2 550м) - р.Ю. Ялик. Снятие заброски 12 328
- 1 228
6 02.05.2009 7 Вверх по урочищу Сарымихмутгелю - пер. Пiдмануло З. (1Б, 2 982м) - подход под пер. Акчай 5,61 282
- 54
м/н - Подъём вдоль р. Ю. Ялик под пер. №12 6 1 300 7 03.05.2009 8 м/н - №27 Кючюк-Демирказык (1А, 3 150м) спуск до грунтовой дороги - пос. Демирказык 27,15 149
- 1 489
пер. №12 Селикбайдаран (1А, 3 540м) - плато Ёдыгель 4 240
- 240
8 04.05.2009 9 Отель Демирказык - пос. Чамарды 16,8 - 96
м/н - спуск в долину притока р. Базармут 30 - 1700 9 05.05.2009   пос. Чамарды - г. Гереме    
м/н - р. Базармут - Капузбаси     10 06.05.2009        
Запасной день     11 07.05.2009        
    12 08.05.2009        
пос. Капузбаси - Адана       09.05.2009        
Адана - Стамбул       10.05.2009   Гереме - Стамбул    
Стамбул - Москва       11.05.2009   Стамбул - Москва    
Итого активными спосаобами передвижения: 102 104,5
С учётом коэффициента 1,2 применяемого для горных походов: 122,4 125,47
Итого перепад высот: 4 872 3 598
- 4 872 - 3 598

4.1 День 1 (день 0 плановый). Перенос старта от отеля Демирказык в пос. Чамарды. Данное изменение связанно с тем, что группа добралась значительно раньше. В целях плавной акклиматизации, было принято решение начать маршрут от посёлка Чамарды.

4.2 День 3*. Между спуском с перевала №30 ТНГ и спуском к урочищу Катырнары, в месте, где по карте находиться грунтовая дорога, выходим к карнизу, и спуск в запланированном месте невозможен. В результате спускаемся в обход. Путь спуска, как и сам перевал, категорируем ка 1Б. Даём название перевал Неожиданный.

4.3 День 5-6. Образовалось запаздывание от запланированного графика на сутки. Это связано с необходимостью проведения полуднёвки, которая была вызвана накопленной усталостью и болезнью руководителя.

4.4 День 7. Не стали концентрироваться на подъёме на вершину 3 142. Подъём осуществили западнее вершины. Категория трудности подъёма, вместо запланированной н/к, составила 1Б.

4.5 День 8. Отказались от прохождения превала №5 Акчай, в связи с повышенной лавиной опасностью на перевале. Для выхода к отелю Демирказык прошли перевал №27 Кючюк-Демирказык (1А, 3 150м).

4.6 День 9. В связи с возникшим в группе конфликтом отказались от прохождения перевала №12 Селикбайдаран и выхода к водопадам Капузбаси. В этот день дошли до пос. Чамарды (так как оттуда легче уехать) и закончили маршрут.

* Здесь и далее приведены фактические дни похода.

2.4 График движения.

День
пути
Участок пути км. Перепад
высот
Набор Сброс h Ночёвки Чистое время Характер рельефа Метеоусловия
0 г. Москва - г. Стамбул - пос. Позанты             Автопереезд  
пос. Позанты - пос. Чамарды             Автопререезд  
1 пос. Чамарды - пос. Демирказык 16,8 1 500 - 1 596 96     4 часа Асфальтовая дорога Ясно
пос. Демирказык - р. Ю. Ялик (рад. заброска) 5,9 1 596 - 2 200 604 604   4 часа Грунтовая дорога
2 пос. Демирказык - пос. Пыкарбаши 5.2 1 596 - 1 600 4     1 час 10 минут Асфальтовая дорога Ясно
пос. Пыкарбаши - р. Эджимиш, до поворота в каньон 9,25 1 600 - 1 813 213     2 часа Грунтовая дорога/трава
Вверх по каньону р. Эджимиш 3,6 1 813 - 2 209 396   2 209 2 часа Грунтовая дорога/ средняя осыпь Переменна облачность
Вверх по каньону р. Эджимиш 2,6 2 209 - 2 546 337     1 час 40 минут Грунтовая дорога покрытая снегом/средняя осыпь Дождь
Вверх по руслу правого притока р. Эджимиш 1,2 2 545 - 2 749 203   2 749 2 часа Фирн, мокрый снег Ясно
3 м/н - пер. №29 Восторг (1А, 3 103м) 3,3 2 749 - 3 104 355     1 час Фирн Ясно
Траверс в сторону пер №30 ТНГ (1Б, 3 208м) - пер. №30 ТНГ - спуск с пер. ТНГ 1,96 3 104 - 3 056 -
3 205 - 2 971
149 282   1 час 30 минут Фирн, раскисший снег Переменная облачность
Подъём на пер. Неожиданный (1Б, 3 111м) 2,6 2 971 - 3 111 140   3 111 40 минут Фирн, мокрый снег Снегопад
4 м/н - спуск к урочищу Катырнары 0,9 3 111 ≈ 3 000   111   40 минут Сильно разрушенные скалы Ясно
Урочище Катырнары - грунтовая дорога вдущая через урочище Гевеналаны 6,44 ≈ 3 000 - 2 594   406   1 час 40 минут Фирн, раскисший снег Ясно
Грунтовая дорога ведущая через урочище Гевеналаны - стрелка правого притока северного притока р. Аксу с северным притоком р. Аксу 3,85 2 594 - 2 265   329 2 265 40 минут Грунтовая дорога Ясно
5 м/н - пер. Узловой (н/к, 2 935м) 5,85 2 265 - 2 935 670     3 часа 10 минут Мелкая осыпь, трава, земля, снег Ясно
пер. Узловой (н/к, 2 935м) - урочище Сарымихмутгелю 3,32 2 935 - 2 708   227 2 708 2 часа 10 минут Мелкая и средняя осыпь, раскисший снег Ясно
6 Вверх по урочищу Сарымихмутгелю 3,68 2 708 - 2 893 185     1 час Фирн Ясно
пер. Пiдмануло З. (1Б, 2 982м) - подход под пер. Акчай 1,93 2 893 - 2 990 -
2 936
97 54   2 часа 50 минут Фирн, раскисший снег Ясно
7 м/н - пер. №27 Кючюк-Демирказык (1А, 3 150м) - спуск по грунтовой дороге 8,55 2 936 - 3 085 - 2 546 149 539   3 часа Глубокий мокрый снег Ясно
Спуск до отеля Демирказык 18,6 2 546 - 1 596   950 1 596 3 часа 30 минут Грунтовая дорога, асфальтовая дорога Ясно
8 Отель Демирказык - пос. Чамарды 16,8 1 596 - 1 500   96   3 часа Грунтовая дорога Ясно
9 пос. Чамарды - ... - Кападокия, Гереме             Автопроезд Ясно
  Гереме - Стамбул - Москва                
  ИТОГО: 122   3 598 3 598        

III ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

1 День 25-26.04.2009 г.

Участок пути км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
Стамбул - пос. Позанты - - - Автопереезд
пос. Позанты - пос. Чамарды 30 - - Автопереезд
пос. Чамарды - пос. Демирказык 16,8* 1 500 - 1 596 4 часа Асфальтьвая дорога
пос. Демирказык - р. Ю. Ялик (рад. заброска) 5,9** 1 596 - 2 200 - 1 596 4 часа Грунтовая дорога

* Здесь и далее километраж измерялся по карте 1:100 000, расстояние дано с учётом коэфициента 1,2.
** Километраж при радиальных выходах даётся только в одну сторону.

У водителя такси, который довёз нас до до пос. Чамарды узнаём направление на Демирказык и выходим. Идём по встречной обочине асфальтовой дороги. На данном отрезке проблему может составить только определение места поворота на Демирказык в районе пос. Чукурбаг. Пос. Чукурбаг находиться чуть в стороне от основной дороги. Ориентиром для поворота может служить автобусная остановка, и указатель поворота на пос. Позанты. (фото 0-1)

фото 0-1

От описанного выше поворота путь пролегает по удовлетворительной асфальтовой дороге, по которой периодически движется транспорт. За километр до отеля начинается пос. Демирказык. В посёлке имеется магазин.

Придя в отель, группа пообедала (5 лир/чел.), занесла заброску в верховья р. Ю. Ялик и заночевала в кэмпе отеля.

2 День 27.04.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
пос. Демирказык - пос. Пыкабаши 5,2 1 596 - 1 600 1 час 10 минут Асфальтовая дорога
пос. Пыкабаши - р. Эджимиш, до поворота в каньон 9,25 1 600 - 1 813 2 часа Грунтовая дорога/трава
Вверх по каньону р. Эджимиш 3,6 1 813 - 2 209 2 часа Грунтовая дорога/средняя осыпь

Перед самым выходом к нам подошёл некий человек, слабо разговаривающий по английски. Вскоре выяснилось, что с нас требовали денег, за вход в заповедник и за каждый день присутствия в нём, так же требовали денег за палатку. Мы решили, что нас хотят "обуть" и попросили документы, на что нам их предоставили, хотя там было и ничего не понятно. После продолжительных торгов, сбили цену в 1,5 раза и отдали порядка 10 лир/чел., после чего нам выписали билеты, в размере 10 штук на человека.

От пос. Демирказык в сторону посёлка Пыкабаши идёт единственная асфальтовая дорога. Дорога сначала идёт вверх, открывая панораму (фото 2-1, с точки "Panorama1") в сторону посёлков Демирказык и Пыкарбаши. Затем дорога плавно спускается вниз. По дороге ходит транспорт. На входе в посёлок, с правой по ходу стороны от дороги расположено кладбище, сама дорога поворачивает налево на 90°, а прямо (если продолжать двигаться от посёлка Демирказык) уходит грунтовая дорога вдоль гор (фото 2-2). Мы решили продолжать двигаться по асфальтовой дороге и повернули в глубь посёлка Пыкарбаши (фото 2-3). Оставив по правую руку мечеть, подошли опять к повороту дороги, основная дорога уходит налево, а второстепенная забирает правей. Забираем вправо, чтобы выйти на левый берег реки Эджимиш. Пройдя мимо домов , выходим из посёлка. Попадаем на грунтовую дорогу.

фото 2-1фото 2-2фото 2-3

Грунтовая дорога идёт в удалении от левого берега реки Эджимиш, их разделяют поля и пастбища. Однако проблем с водой нет, так как вдоль дороги проходит прорытый оросительный канал. Через 15-20 минут дорога зарастает травой и перестаёт читаться (фото 2-4). Продолжаем двигаться в том же направлении, держась оросительного канала. Через пару минут после окончания дороги нам попадается отличное место для стоянки, находящееся в небольшой впадине. Вскоре дорога опять начинает читаться, периодически пропадая. В точке "Most Edgemish" дорога приближается к реке. В этом месте имеется автомобильный мост. Мы решили не переходить и продолжили движение вдоль левого берега реки Эджимиш. Вскоре начинается подъём, а тропа сменяется сложнопроходимым кустарником. В точке "Brod PLOTINA" тропа спускается к реке в места поворота реки направо (по ходу). Дальнейшее движение по левому берегу невозможно из-за скальных прижимов. По камням через реку перебраться не удаётся, и мы переходим реку вброд (фото 2-5). Технической сложности брод не представляет. Чуть выше по течению есть небольшая плотина и можно попробовать перейти по ней, однако падать с неё будет больно ;)!

фото 2-4фото 2-5

Перебравшись на правый берег, продолжаем движение вверх по течению. Грунтовая дорога читается отлично. В месте брода и поворота реки долина реки сужается (фото 2-6). Однако вскоре река уходит под землю, ущелье расширяется. Через 10-15 минут подходим к узкому каньону реки Эджимиш (фото 2-7). С места расширения долины уходит дорога на юг, но мы об этом узнаем позже. (фото 2-8).

фото 2-6фото 2-7фото 2-8

В начале каньона река течёт под землёй, но имеется поилка (точка "Poilka"). Дорога исчезает, а грунт и тропа сменяется средней осыпью. В каньоне периодически появляется дорога и река, которые то сближаются, то одаляются. Местами удобней переходить на другой берег, чтобы обходить скальные прижимы. В точке "DEN 2 PRIVAL 10" замечаем слабо читающуюся заснеженную грунтовую дорогу (фото 2-9). Разведка показала, что дорога проходима по краю. Решили поставить лагерь, а с утра продолжить движение по ней.

фото 2-9

3 День 28.04.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
Вверх по каньону Эджимиш 2,6 2 209 - 2 546 1 час 40 минут Грунтовая дорога покрытая снегом/средняя осыпь
Вверх по руслу правого притока р. Эджимиш 1,2 2 545 -2 749 2 часа Фирн, мокрый снег.

Пройдя по правому берегу реки Эджимиш 20 минут, переходим на другой берег и поднимаемся до грунтовой дороги (Фото 3-1). Дорога практически вся в снегу, и периодически приходиться подниматься чуть выше и идти по фирну (так как если дорога вся покрыта снегом, есть риск соскользнуть вниз). Через 20 минут дорога спускается к руслу реки и пересекает его (с левого на правый берег). Продолжаем движение по той же дороге, но уже по правому берегу. Характер дороги не изменился. Дорога начинает подниматься вверх. По правую руку достаточно крутой обрыв (фото 3-2). Через час подходим к месту, где нам необходимо повернуть налево (ориентировались по точке GPS и фотографиям. Точка "DEN 2 PRIVAL 4 POVOROT NA PEREVAL" Фото 3-3) в русло ручья (правого притока р. Эджимиш - данный приток находится выше по течению (юго-восточней), чем приток Гюрменлик).Поднимаемся по левой походу части снежника, затем пересекаем его, выходя на морену, сверху покрытой мелкой осыпью. С морены открывается вид на вход в узкий каньон (фото 3-4), нам туда. Немного приспускаемся по снежному борту морены и входим в каньон. В каньоне лежит фирн, крутизна около 30°. Через 5-10 минут подъёма* каньон переходит в узкую долину (фото 3-5). Через 15 минут подходим к ещё одному каньону (фото 3-6). Отсюда есть три пути: или через каньон, или над ним - справа или слева. Разведка показала, что каньон имеет выход, так что двинулись в него, хотя по бортам (как потом увидели) можно было тоже пройти, однако, там снег более раскисший. Через 20 минут выходим из каньона, ставим лагерь.

* Здесь и далее до 4-го дня возможно завышение времени прохождения, что связано с плохим самочувствием руководителя, штурмана, и как следсдтвие вероятными ошибками в хронометраже.

фото 3-1фото 3-2фото 3-3фото 3-4фото 3-5фото 3-6

4 День 29.04.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
м/н - пер. №29 Восторг (1А, 3 103м) 3,3 2 749 - 3 104 1 час Фирн
Траверс в сторону пер. №30 ТНГ (1Б, 3 208м) - пер. №30 ТНГ - спуск с пер. ТНГ 1, 96 3 104 - 3 056 - 3 205 - 2 971 1 час 30 минут Фирн раскисший снег
Подъём на перемычку с подножья пер. ТНГ в сторону у. Катырнары 2,6 2 971 - 3 111 40 минут Фирн, мокрый снег

Перевал №29 Восторг (1А, 3 103м)

Соединяет с востока - левый приок Аксу, запада - правый приток р. Эджимиш. Координаты: 37°54,142' N, 35°12,577' E. Из россиян впервые пройден группой под руководством Д. Славина, в мае 2005 года.

В это время года оба склона перевала покрыты снегом. В зависимости от времени суток снег или фирн, или раскисший снег.

Фото с Запада: 4-4, с Востока: 4-6

фото 4-4фото 4-6

Подъём на перевал со стороны р. Эджимиш не представляет сложности. От места ночёвки начинаем движение в сторону перевала №29, траверсируя левый борт долины. Наклон не превышает 15-20° - фото 4-1 (снято с точки "DEN 3 PRIVAL 1") двигаемся, не теряя высоты вверх по долине, забирая левее по ходу, обходя холм - фото 4-2 (снято с точки "DEN 3 PRIVAL 1"), после которого огибаем скальный выход - фото 4-3 (снято с точки "DEN 3 PRIVAL 2"). За скальным выступом открывается вид на перевальные седловины нашего перевала - фото 4-4 см. выше (снято между точками "DEN 3 PRIVAL 2" и "DEN 3 PRIVAL 3"). Выходим на северную седловину в 11:24 спустя 1 час после выхода с места ночёвки. Обе седловины перевала снежные, гребень, разделяющий перевалы имеет небольшие осыпные выходы. Седловина перевала широка, при необходимости можно поставить множество палаток. Ни на одной из седловин тура не обнаружили, сложили заново. С перевала ушли в 12:30. Группа на перевале (фото 4-5).

фото 4-1фото 4-2фото 4-3фото 4-5

Спуск с перевала происходит по заснеженному склону, крутизной не более 25° и сложности не представляет.

За двадцать минут, сбросив 50 метров, траверсируем с перевала Восторг (фото 4-5-1), в сторону перевала ТНГ (фото 4-6 с точки "DEN 3 PRIVAL 5").

фото 4-5-1

Перевал №30 ТНГ (1Б, 3 208м)

Соединяет с севера долину реки Гюрменлик, с юга - левый приток Аксу. Координаты: 37°54,502' N, 35°12,930' E. Из россиян впервые пройден группой под руководством Д. Славина в мае 2005 года.

В это время года оба склона перевала покрыты снегом. В зависимости от времени суток снег или фирн, или раскисший снег. На северной стороне возможно образование карнизов.

Фото с Севера: 4-8.фото 4-8

Подъём на перевал ТНГ со стороны перевала Восторг не является определяющим. Крутизна склонов не превышает 30°. Высота перевального взлёта 150 метров (если траверсировать от перевала Восторг, стараясь не сбрасывать высоту). Южный склон раскисает очень рано, поэтому перевал рекомендуется проходить в раннее время суток.

От момента начала спуска с перевала Восторг до перевала ТНГ у нас ушло около 80 минут и отняло мнго сил из-за необходимости постоянной тропёжки (глубина снега доходила до 60 см) и вновь поднявшейся температуры руководителя. На перевал вышли в 14:00. Седловина перевала широка, при необходимости можно поставить несколько палаток. В западной части перевала имеется тур. Сняли записку Лены Лахно. Группа на перевале (фото 4-9).

фото 4-9

Перед спуском с перевала Обязательна разведка. Спуск НЕОБХОДИМО осуществлять с применением техники лавинной безопасности. С обеих сторон над линией спуска (запада и востока) свисают карнизы, однако, при должной разведке, возможно продолжить маршрут, не попадающий под линии схода лавин.

С перевала спустились за 20 минут. Путь спуска на фото 4-8, 4-8-1. фото 4-8фото 4-8-1

Спустившись с перевала, увидели слегка оттаявшую грунтовую дорогу, ведущую с запада на восток. Двинулись на восток по дороге, которая вскоре исчезла под снегом (фото 4-10). За 30 минут вышли на перемычку, разделяющую долины рек Эджимиш и Аксу, набрав 130 метров. По карте с перемычки ведёт дорога на восток, однако, дорога оказалась заметена и возникли подозрения, что с восточной стороны перемычки возможно образование карнизов. Разведка на скальные выходы в северной части перемычки подтвердила наши опасения (фото 4-12). Для спуска к урочищу Катырнары решили произвести разведку спусков с плато, предварительно остановившись на нём на ночёвку. Разведка показала, что спуск возможен по скально осыпному борту заснеженного кулуара.

фото 4-10фото 4-12

5 День 30.04.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
м/н - спуск к урочищу Катырнары 0,9 3 111 - 3 000 40 минут Сильно разрушенные скалы
урочище Катырнары - грунтовая дорога ведущая через урочище Гевеналаны 6, 44 3 000 - 2 594 1 час 40 минут Фирн, раскисший снег
грунтовая дорога ведущая через урочище Гевеналаны - северный левый приток р. Тахтаджик. 3,85 2 594 - 2 265 40 минут Грунтовая дорога

Выходим рано, без завтрака, чтобы избежать лавинной опасности. Метрах в 200-х от лагеря начинается спуск.

Перевал Неожиданный (1Б, 3 111м)

Соединяет с Запада долину реки Гюрменлик, с Юга - урочище Катырнары. Учитывая, что обычно перевал не имеет категории и проходит по грунтовой дороге, определить, кто прошёл перевал впервые невозможно. По нашему пути перевал был пройден впервые.

На западный склон перевала ведёт грунтовая дорога покрытая снегом, и подъём сложности не представляет.

Восточный склон перевала сильно заснежен. Спуск сторго на восток опасен! Рекомендуемый спуск с севера на юг в урочище Катырнары по осыпному борту одного из кулуаров.

Фото: спуск 5-1, вид с Востока 5-2.фото 5-1фото 5-2

Спускаемся по кулуару. По центру кулуара лежит снег, и видны следы схода лавины. По левому борту кулуара в метрах пяти над ним возвышаются скально-осыпные выходы, крутизной 25-45°. Спускаться решили по этому выходу. Для подстраховки повесели две верёвки, что было сделать не просто, так как практически нет надёжных мест, куда можно вбить крюк. Двух верёвок хватило, что бы выйти из кулуара на урочище. 1-ая верёвка - фото 5-3, 5-4, вторая верёвка - фото 5-5.

фото 5-3фото 5-4фото 5-5

Урочище Катырнары почти всё покрыто снегом, не смотря на ранний выход, снег был раскисшим, видимо из-за тёплой ночи. Стараемся держаться левого борта, периодически траверсируя осыпи. По дороге встречаются литовки (фото 5-6). Через 80 минут выходим к грунтовой дороге. В этом месте видны следы цивилизации: много бытовок, дорожная техника (фото 5-7, 5-8).

фото 5-6фото 5-7фото 5-8

По грунтовой дороге за полчаса доходим до места, где приток реки Тахтаджик выходит из под снега, вокруг много зелёной травы и мест под палатки. Возле дороги оборудована поилка. Решаем устроить полуднёвку (фото5-9).фото 5-9

6 День 01.05.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
м/н - вверх по правому притоку северного притока р. Аксу - перевал Узловой (н/к, 2 935м) 5,85 2 265 - 2 935 3 часа 10 минут Мелкая осыпь, трава, земля, снег
Перевал б/н (н/к) - урочище Сарымихмутгелю 3,3 2 935 - 2 708 2 часа 10 минут Мелкая и средняя осыпь, раскисший снег.

Первая часть нашего пути за этот день пролегала в долине расположенной параллельно той, из которой мы вчера спустились, по правому притоку северного притока р. Аксу (далее - приток). С места ночёвки прошли чуть назад и свернули налево, попав в долину указанного притока (фото 6-0, 6-0-1). Сначала подъём проходил вдоль русла притока залившего грунтовую дорогу, вскоре дорога исчезает (фото 6-1, 6-2). Через 20 минут после выхода (точка "DEN 5 PRIVAL 1"), начинаем однозначно держаться слева по ходу от ручья, постепенно поднимаясь над ним, от 20 до 50 метров (фото 6-3). Через час после выхода начинается зона снега (фото 6-4, точка "DEN 5 PRIVAL 3"), что заметно снижает нашу скорость из-за большой глубины снега и необходимости тропежки. В 13:30, через 3 часа после старта, выходим на перевал (фото 6-5), являющийся водоразделом между Северным притоком и Южными притоками р. Аксу. Решили дать перевалу название "Узловой" (н/к, 2 935м), может быть приживётся.

фото 6-0фото 6-0-1фото 6-1фото 6-2фото 6-3фото 6-4фото 6-5

Ярко выраженной седловины нет. На перевале снега практически нет, из-за того, что он почти весь день освещён солнцем. С перевала можно попасть в несколько долин сразу. Строго на запад уходит долина, ведущая к перевалам Восторг и ТНГ, чуть южнее - урочище Сарымихмутгелю, а строго на юг уходит долина левого притока р. Аксу (фото 6-6).фото 6-6

Начинаем плавный спуск в сторону урочища Сарымихмутгелю (фото 6-7). Уже через 5 минут под ногами появляется снег. Проход к урочищу преграждает небольшой поперечный гребень (фото 6-6; фото с гребня 6-8), с восточной стороны засыпанный глубоким, раскисшим снегом. На запад с гребня спускаемся по осыпному кулуару (фото 6-9). Осыпь в основном средняя, малоподвижная. После спуска приходиться двигаться по средней осыпи, траверсируя левый борт урочища. Крутизна склона 10-15° (фото 6-10, 6-11). За 40 минут доходим до заснеженной ступени урочища. На ступень поднимаемся за 20 минут, находим свободную от снега площадку. Там и решили заночевать.

фото 6-7фото 6-6фото 6-8фото 6-9фото 6-10фото 6-11

7 День 02.05.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
Вверх по урочищу Сарымихмутгелю 3,7 2 708 - 2 893 1 час Фирн
Подъём на пер. Пiдмануло З. (1Б, 2 982м) западнее вершины 3 142 и пер. Пiдманулo - подход под пер. Акчай. 1,93 2 893 - 2 990 - 2 936 2 часа 50 минут Фирн, раскисший снег.

В день весны и труда решили хорошо потрудиться и подойти под Акчай. Вышли рано, чтобы больше пройти по фирну. План себя оправдал. За 1 час преодолели ступень в 70 метров (фото 7-1) и прошли больше 3-х км, набрав 180 м по высоте. Дошли до очередных ступеней урочища, где оно поднимается почти на уровень гребня, ограничевающего его справа.фото 7-1

Перевал Пiдманулo З. (1Б, 2 982 м)

Соединяет с севера урочище Сарымихмутгелю, с юга - долину р. Аксу. Координаты: 37.52'308 N, 35.13'097 E.
Из россиян впервые пройден группой под руководством А. Помазовой в мае 2007 г. (пройден при траверсе перевала Пiдмануло и вершины 3 142). С северной стороны данных о подъёме нет.

В это время года оба склона перевала покрыты снегом. В зависимости от времени суток снег или фирн, или раскисший снег.

Фото: с северо-востока - 7-3 фото 7-3

Подъём на ступени урочища показался опасным и трудоемким. Так как эти ступени давно уже были освещены солнцем, и в некоторых местах путь подъёма лежал на пути возможного схода лавин, решили попробовать вылезти на левый гребень и оттуда пройти траверсом до перевала. Учитывая ориентацию гребня на север, снег был ещё смёрзшимся, и даже пластиковым ботинком практически не пробивался. Одели кошки и пошли на верх (фото 7-5), не траверсируя, на три такта. Крутизна склона до 40° Не дойдя метров 50 до гребня и набрав 60-70 метров, начали уходить на косой траверс. Учитывая то, что весь склон был в снегу, невозможность оценить наличие карниза на гребне, решаем уходить на горизонтальный траверс до вырождения гребня в плато. Спустя час, час после начала подъёма попадаем на выполаживание. В этом месте гребень не выражен, а воображаемая седловина сливается с плато урочища Сарымихмутгелю и верховья долины р. Аксу.фото 7-5

Движение в сторону перевала Акчай происходило практически без изменения высоты. Ориентиром служила вершина Текалески. На плато глубокий, раскисший снег. Подходя к перевалу по GSP, ориентируемся на точку, где должен быть родник. Через полтора часа выходим туда и решаем встать на ночёвку. В этом месте из-под камня выходит наружу один из притоков Аксу. Можно поставить три палатки.

8 День 03.05.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа.
м/н - пер. №27 Кючюк-Демирказык (1А, 3 150м) - спуск до грунтовой дороги 8,55 2 936 - 3 085 - 2 546 3 часа Глубокий мокрый снег
Спуск до отеля Димирказык 18,6 2 546- 1 596 3 часа 30 минут Грунтовая дорога, асфальтовая дорога.

С утра планировался перевал №5 Акчай (фото 8-1), но по причинам указанным выше пошли через перевал №27. В некоторых отчётах перевал №27 указывается, как 1А. И при подготовке к походу, и по факту прохождения, считаю, что данному перевалу не может быть присвоена эта категория. С восточной стороны по пути подъёма седловина практически не выражена (фото 8-2). Сама седловина представляет собой широкое плато, заваленное снегом. Тура не обнаружено. От места подъёма до перевала около часа ходу по глубокому, раскисшему снегу. Если двигаться по фирну, подъём можно осилить за 30 минут. Спуск с перевала так же проходит по глубокому снегу. Порой проваливаемся по пояс. Спуск с перевала состоит из нескольких ступеней. Высота ступени не превышает 30 - 40 метров. Путь по ступеням пролегает по правой стороне долины. (фото: 8-3, 8-4, 8-5). Путь слева более крут, до 40-45° и крайне лавиноопасен (следы выноса лавин повсюду). Через 4 ступени выходим к грунтовой дороге в том месте, где мы сворачивали с неё в сторону перевала Восторг.

фото 8-1фото 8-2фото 8-3фото 8-4фото 8-5

За прошедшее время дорога существенно освободилась от снега и дальнейший путь не представляет сложности. Однако необходимо быть внимательным и не выходить на край дороги, так как возможны срывы грунта. Через 15 минут после начала грунтовой дороги выходим к месту пересечения дороги с р. Эджимиш. Обедаем, двигаемся дальше. Дорога проходит по левому борту долины р. Эджимиш и возвышается над рекой в некоторых местах до 100 метров (фото 8-6, 8-7, 8-8). Путь по дороге не представляет сложности. Через полтора часа после обеда дорога приводит нас к посёлку Пыкырбаши. Это та самая дорога, которая начинается от кладбища посёлка. Далее по асфальту доходим до отеля Демирказык. Ставим на специально оборудованном месте палатки (5 лир с с палатки), принимаем водные процедуры и ложимся спать.

фото 8-6фото 8-7фото 8-8

9 День 04.05.2009 г.

Участок пути Км Перепад высот Чистое время Характер рельефа
Отель Демикарзык - пос. Чамарды 16,8   3 часа Грунтовая дорога
пос. Чамарды - Кападокия, Геремё       Автопереезд

По причинам указанным выше, отказались от дальнейшего прохождения маршрута. К моменту принятия решения, автобус через отель не ожидался, поэтому выдвинулуись по асфальтовой дороге в сторону ближайшего крупного селения - посёлка Чамарды, где и сели на автобус, закончив маршрут.

IV ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

4.1 Потенциально опасные участки.

Из потенциально опасного на маршруте, в общем, стоит выделить высокую лавинную опасность всего района, что может вносить сенрьёзные изменения в маршруте. В частности, из опасных препятствий, которые невозможно обойти стоит выделить перевал ТНГ с севера.

4.2 Дополнительные сведения о походе.

Специальное снаряжение:

Групповое Личное
Наименование Кол-во Наименование Кол-во
Верёвка основная 2 Ледоруб 5
Верёвка вспомогательная, м 70 ИСС 5
Крючья 6 Жумар 5
Молоток 1 Карабин 25
Экстрактор скальный 1 Прусс 10
Закладки 7 Каска 5
Петли 3 Кошки 5
    Спусковое устройство 5

4.3 Стоимость проживания и средств передвижения.

Перелёт Москва - Стамбул - Москва 13 000 руб.
Трасферт Стамбул - Позанты 75 лир
Трансферт Позанты - Чамарды 90 лир
Проживание в кемпе Демирказык 1 палатка/сут. 5 лир
Трансферт Чамарды - Нигде 25 лир
Трансферт Нигде - Гереме 20 лир
Проживание в Гереме, сутки 20 лир
Трансферт Гереме - Стамбул 80 лир

4.4 Итоги выводы и рекомендации.

Заявленный маршрут не был пройден группой. Это было вызвано совокупностью причин. Из которых можно выделить: нехарактерная для этого времени года высокая заснеженность района, конфликт в группе (вероятно, как следствие накопленной усталости из-за тяжёлых условий похода). В походе была проделана следующая работа: найден путь прохождения через перевал Неожиданный, при высокой заснеженности. Впервые пройден перевал Пiдманула с севера. Дано название трём перевалам: Неожиданный, Пiдманула З. и Узловой.

Для групп идущих в данный район в мае, следует учитывать, что при определённых условиях район может считаться межсезоньем и быть лавиноопасным. Перед выходом группы на маршрут, считаю НЕОБХОДИМЫМ (!) пройти всей группе занятия по лавинной безопасности, и иметь в снаряжении оборудование для поиска в лавинах. Стоит отметить, что встретив группы, которые после нас выезжали из района, мы узнали, что в день когда мы завершили маршрут в горах пошёл сильный снегопад (у нас был дождь) и выпало до полуметра осадков.

Учитывая характер рельефа, для успешной акклиматизации поход лучше строить с востока на запад.