Ещё раз прощения за оффтопик, но этот спор не должен остаться без завершения =)
Tsvetik, BePeHuX.
Я поискал инфу что бы не быдь голословным, по этим ссылкам
http://data.energizer.com/PDFs/alkaline_appman.pdf (алкалиновые элементы, полная документация.)
http://data.energizer.com/PDFs/temperat.pdf (температурные эффекты в большинстве химич. систем)
http://www.gpbatteries.com/html/pdf/Lit ... geable.pdf (литий-ионная система)
Можно посмотреть графики зависимостей потери ёмкости разных типов элементов питания и li-ion акумов и сделать вывод что
при -20 градусах в элементе остаётсч 25% ёмкости , при +20 - 100%, и при 40 - 125% =)
Но из них неясн- вернётся ли заряд вместе с ёмкостью при последущем нагревании элемента после его охлаждения? Поэтому я пообщался со специалистами. Элемент питания - это химический источник тока, скорость реакции (из курса химии/физики) зависит от температуры. При снижении t - скорость падает, емкость уменьшается. Если электролит не замерз и не крисстализовался т.е. не повредил стркутуру элемента - при восстановлени температуры все вернется.
То-же самое умными словами:
Напряжение на аккумуляторе - всегда величина постоянная, зависящая только от типа применяемых материалов. (пример: напряжение на разряженном щелочном элементе =1В25 уже через час после снятия нагрузки) Под нагрузкой напряжение падает, т.к. нагрузка подключена ч/внутреннее последовательное сопротивление элемента. (есть и параллельное) Величина внутреннего сопротивления зависит от электрохимической активности компонентов. Активность падает в e (осн. нат. логарифма) раз на каждые -10 град, сопротивление, следовательно, растёт. Но количество непрореагировавших реактивов у охлажденного аккумулятора, отдавшего N Дж равно количеству реактивов у горячего аккумулятора, отдавшего те же N Дж (это не совсем так, +-25%, но упрощения ради). Способность к токоотдаче падает из-за того, что падает плотность потока ионов - вначале действующих веществ одновременно может поступать много, затем - всё меньше и меньше. (при этом отработавшие реактивы мешают ходу реакции, ограничивая её площадь всё больше; аналогая - забивающийся фильтр.)
Ещё есть явление саморазряда. На li-ion акумах его скорость что то вроде -0.03% ёмкости в день. Но не мог ли саморазрядиться акум при пониженых тепературах? Вдруг скорость саморазряда увеличится в разы? Как выяснилось - чем ниже температура, тем ниже скорость саморазряда.
Саморазряд имеет 3 причины:
1. появление проводящих частиц м/электродами из-за миграции или осыпания пластин. От температуры это сопротивление зависит слабо.
2. сложного состава проводящие загрязнители и ионообменники в электролите (электролит тоже проводит, но иначе; это мы не рассматриваем), например, карбонаты и соли железа в гидрокиси калия. Эта компонента саморазряда зависит от температуры - её влияние падает с падением температуры, как у любой химич. реакции.
3. восстановление пластин, спонтанная или обусловленная нейтрализация - эта компонента саморазряда зависит от температуры - её влияние падает с падением температуры, как у любой химич. реакции.
Т.е. есть 2 компоненты, влияние которых уменьшается при охлаждении и одна - влияние которой уменьшается не очень сильно. В целом, саморазряд, смоделированный так, уменьшается с падением температуры, пока электролит однороден и сохраняет все свои свойства.
Отсюда делаю вывод, что в ситуации, когда:
Я брал с собой в поход заряженные аккумуляторы для фотика. Одни использовал, а другие нет. Так вот когда захотел поставить неиспользованые аккумуляторы в фотик, он отказался с ними работать, потому что к концу походу они оказались полностью разряженными, хотя ни разу не использовались.
Либо акумы небыли заряжены, либо их коротнуло где-нибудь и они разрядились =) Неисправность самих акумов тут не расматривается.
На личном опыте в лыжном походе наблюдал ситуацию, когда в холоде фотоаппарат писал LOW Battery, а спустя некоторое время после перекладывания акума из фотика в карман поларки и разогрева его, заряд чудесным образом возвращался и давал возможность сделать ещё некоторое кол-во кадров до остывания.