SG писал(а):1. На этапе ранклюфт требование страховать первого через станцию - не согласен. В подобных ситуациях считаю правильным страховать через себя, поскольку как только лидер повесил хотя бы один промежуток, основное усилие придется на него, т.е. верхнюю точку. При страховке через себя страхующий создает дополнительный амортизирующий эффект своим телом, что уменьшает пиковое усилие на точке.
Описываемый тобой способ страховки работает (и очень великолепно!) только в одном случае - на старте на маршрут, когда страхующий стоит на удобной безопасной полке и ему не требуется самостраховка. ВСЁ.
Во всех остальных случаях страховка лидера только с себя (страхующий, как ты правильно написал, оч. хороших противовес и амартизатор) и через оттяжку/карабин, закреплённый на станции.
Обяснение крайне простое. Если лидер слинял с рельефа до того, как положил/забил первый промежуток, то получается, что страхующий повисает на станции на самостраховке. В руках он самоотверженно сжимает верёвку с напарником на другом конце и претерпивает адовы муки, будучи разрываемым беседкой пополам, ибо самострах и верёвка тянут его в разные стороны. На одном самострахе повисают двое. Это не круто.
Выпутаться из такой ситуации чрезвычайно сложно! Счастье, если улетевшего можно приспустить на к.н. рельеф ниже по склону и тем самым разгрузить верёвку. На крайняк, выпустить его на всю верёвку и тем самым освободить руки для того, чтобы закрепить верёвку на станцию и избавить себя от нагрузки.
Станция - это твоя крепость. Её строят именно для того, чтобы она принимала на себя все самые страшные удары судьбы. При срыве лидера рывок в первую очередь должен приходится на станцию, и только потом на организм страхующего.
Это аксиома. Спорить здесь не о чем.
Ради опыта, попробуй отработать обе эти ситуации на тренировке. Без реального срыва, конечно. Подисни на самострахе и подвесь на себя через спусковуху напарника, равного или превосходящего тебя по весу. Мы это делали в этом году в своей школе СУ. Один раз попробуй и никакие объяснения тебе более не понадобятся.
SG писал(а):2. Согласен с предыдущими ораторами, что местами присутствовало невнятное объяснение судей перед этапом. Например, на извлечении легко пострадавшего связками не было озвучено требование, что нельзя одновременно тянуть и пострада и рюкзак, в случае если рюкзак не висит на пострадавшем (т.е. длинная петля встегнута в тот же карабин, из которого выходит веревка к снятому рюкзаку). На протяженном техническом этапе кл. А сперва было сказано, что использование двух коридоров, завешенных на 1 судейскую точку запрещено, затем, когда мы указали, что так уже работает параллельная с нами группа, разрешено.
Косяки, косяки.... Прощения просим.
SG писал(а):2а Также хочу отметить разные требования по точкам на разных этапах - где-то для организации 2-х коридоров заставляли разносить станции, каждая из которых на 2-х судейских точках, где-то на одну судейскую точку разрешали завешивать всё (фактически 3-4 самостоятельных коридора). Считаю, что здесь должна быть какая-то общая политика, либо заранее оговаривать, на каких этапах абсолютно надежные точки.
Опять косяки. Но подумайте сами. Разве несколко верёвок, завешенных параллельно с зазором 20-40 см - разные корридоры? Разве на закидают люди др. др. камнями и льдом, передвигаясь обновременно по всем корридорам? Лично у меня не возникает вопрос, что есть 1 корридор, а что есть 2 и более. Руковод, да и все участники глядя на рельеф и на вид/расположение станции сами должны понимать, сколько где корридоров. Мы в горы готовимся, народ. Не за призами и местами бегаем.
SG писал(а):5. Насчет скалолазания на этапе "ранклюфт" - простежка в шлямбуры не нужна. Либо делать этап со своими точками (закладками, естесс-но) и контролировать правильность их применения, либо вообще без точек просто пролезать с верхней судейской. То же относится к протяженному техническому этапу.
Серёга, какие там свои точки, если народ и в готовые-то щёлкаться не умеет. Оттяжки щёлкаются не той стороной (без учёта направления дальнейшего движения), верёвка в них втыкается не правильно. Я уже не говорю, что ни один не подумал о том, что раз шлямбура стоят зигзагом, то верёвку надо спрямлять, оттягивая петлями разной длины. 100 % безграмотность.
Из-за того, что использовались короткие оттяжки, у второго (лез по перилам с жумаром) часто возникала проблема выщелкнуть нагруженную им же самим верёвку из первой оттяжки. Второй по перилам шёл медленнее, чем лидер по рельефу. Это, пардон, бред.
SG писал(а):8. И, напоследок, хотелось бы иметь описание (или хотя бы ссылку) требований к выполнению всех элементов, встречающихся на дистанции - начиная с построения станций и заканчивая, как правильно держать руки при дюльфере, т.к. ссылки на обобщенный человеческий туристский и альпинистский опыт могут быть неубедительными...
Не вижу в этом смысла. Ибо никаких специфических правил выдуманно не было. Всё, как положено в горном туризме и альпинизме. В современном, естественно, а не доисторическом.
SG писал(а):9. Вот еще. В ситуации с пострадавшими интересно было бы пострадавшим сделать командира, разделить группу и часть ее отправить за спасателями, чтобы народ четко усвоил, какие сведения передавать. При этом для них можно было бы сделать какие-нибудь элементы ориентирования. Пока те бегут к спасателям, оставшиеся проходят носилки и перправу. Воссоединение группы можно сделать перед последним этапом, а лучше сами пусть договариваются, где
Такой этап планировался ещё в прошлом году. Но организационно он чрезвычано замороченный. Нужно долго готовить. Пока в проэкте. Как и несколько других.