http://savvateev.livejournal.com/15690.html
1. Срыв произошел примерно в 20:00, при спуске с горы Индивичвумчорр по снежнику крутизной 30-35 градусов (вверху положе, внизу круче). Лена поскользнулась, упала на снег и поехала вниз. Пыталась зарубиться трекинговыми палками, но безуспешно. Ударилась ногами в камни, перелетела их и через несколько метров остановилась на пологой каменной площадке под снежником.
2. Основной веревки не было. Был шнур 4мм длиной 25м, который потом использовался в разных целях (для страховки при переносе в палатку, подвешивания ноги и т.п.).
Из выводов, которые мне не кажутся банальными (хотя призыв не рисковать менее опытными участниками очень важен, и повторять его не будет лишним!), отмечу следующее:
1. У этой аварии было две причины. Первая и главная - психологическая. У многих людей, в том числе, и у меня, случаются состояния "срыва сознания", когда эмоциональный порыв выходит из-под контроля разума. Причины бывают разные. В данном случае, видимо, была эйфория, "опьянение горами". Наверно, сказалось и время суток: как справедливо заметил Леша, "вечер - не время для разумных оценок". В результате мы пошли на спуск по снежнику вместо того, чтобы безопасно сойти вниз по каменному гребню.
Срывы сознания и связанные с ними проявления азарта и лихачества - вещь частая (ради эксперимента пробегите дистанцию ориентирования в хорошем темпе ), и надо как-то научиться с ними бороться или направлять в мирное русло. Должно быть много исследований на эту тему... Видимо, надо не стесняться в такой момент сказать человеку: "остановись, остынь".
2. Другая причина, техническая, - неправильная оценка мной состояния снега. Как я уже написал в другом обсуждении, снег проминался под ботинками на 7-10 см, на нем можно было комфортно стоять ногами и передвигаться в любом направлении. Но при срыве улетаешь! Грубо говоря, сила трения покоя намного больше силы трения скольжения. Это был пробел в моем горном опыте.
3. Зарубиться трекинговыми палками на таком склоне невозможно, удается только немного затормозить скольжение. Тем не менее, обязательно надо пытаться задержаться, хоть пальцами - просто чтобы сохранить ориентацию вверх головой. Лена - молодчина, боролась, как могла.
4. Очень правильный комментарий couozu: "постоянно, каждые полторы - 2 секунды мозг задает себе вопрос - а что будет, если срыв. Если ответ - "пиздец" надо срочно что-то исправлять в этой жизни."
5. Потенциально опасные моменты - более простой склон (гора, поход,...) после сложного. Многие аварии происходят именно тогда. На пике Аршан Миша получил травму на курумнике, вскоре после сложного участка крутых плит. У меня непосредственно перед Хибинами была Камчатка со сложными восхождениями. В связи с этим не могу не отметить комментарий janemouse: "если же руководитель исходно знает, что он намного сильнее и опытнее большинства участников, то он чаще всего следит за своими участниками внимательнее, чем тот руководитель, который привык ходить с лосями". Это все не обязательно реализуется, но как факторы риска надо учитывать.