Дюльфер с нижним пруссиком
Добавлено: 3 июн 2008 (Вт), 16:21
Я написал черновик статьи, посвященной тому, почему мы считаем, что дюльферять надо именно с нижним пруссиком. Хотелось бы попросить всех высказать свое мнение. Если кто-то из вас может подготовить к статье иллюстрации - буду очень благодарен - сделать это вроде несложно, но у меня все руки не доходят - а именно отсутсвие иллюстраций сейчас основное препятствие для нормальной публикации...
Есть, правда, мнение, что данный текст слишком скучный и нудный для нормальной публикации...
Спуск по закрепленной веревке с применением спускового устройства (в жаргоне называемый спуском «дюльфером») – один из базовых элементов, необходимых горным туристам и альпинистам. Безопасность такого спуска и способ организации страховки на нем – непростой вопрос, особенно резко встающий при обучении новичков. Большинство инструкторов туризма и альпинизма, отработавших хотя бы несколько лет, встречались со случаями падения участников в результате зажатия ими схватывающего узла или, наоборот, зависания участников в результате случайного затягивания этого узла. В данной статье будет изложен используемый в «Вестре» метод спуска дюльфером со схватывающим узлом, расположенным ниже спускового устройства. На наш взгляд, такой способ позволяет практически исключить подобные случаи и, таким образом, значительно повысить безопасность. Необходимо отметить, что предлагаемый способ – не новый, упоминаемый, например, в каталоге снаряжения фирмы Petzl, однако до сих пор он не получил широкого распространения в России. Данный рассказ я постарался построить так, чтобы он был интересен и понятен как новичкам, так и опытным туристам и альпинистам, в частности – инструкторам горного туризма и альпинизма.
Для спуска по веревке в туризме и альпинизме применяется спусковое устройство – механическое приспособление, задача которого обеспечить управление скоростью спуска. Заметьте, что спускаясь в спортивном зале по канату для лазания, гимнаст обходится без такой системы – он просто плотно обхватывает канат ногами и руками и обеспечивает таким образом свое торможение при спуске. Мало того, при желании гимнаст может обхватить канат с такой силой, что просто остановится. При спуске по альпинистской веревке такой метод невозможен – альпинистская веревка гораздо длиннее и тоньше – именно поэтому и требуется некоторое механическое устройство, берущее на себя основное трение веревки и оставляющее спускающемуся лишь небольшую его часть – чтобы можно было управлять скоростью спуска, просто удерживая веревку одной рукой. На рисунке 1 продемонстрирован пример дюльфера – основное трение приходится на спусковое устройство (1) – в нем веревка несколько раз перегибается, что обеспечивает трение, турист же регулирует свою скорость одной правой рукой.
Как легко заметить, основной опасностью в описанной схеме является то, что спускающийся по какой-либо причине (камень по голове попадет, например) отпустит руку, удерживающую веревку. В этом случае турист упадет, т.к. в случае спуска по вертикальному рельефу силы трения в неконтролируемом рукой спусковом устройстве достаточно лишь для некоторого торможения, но никак не остановки падения. Таким образом, возникает задача страховки участника от срыва при спуске.
Имеются два основных метода страховки при дюльфере: верхняя командная страховка отдельной веревкой и самостраховка за ту же веревку, по которой осуществляется дюльфер. В первом случае к спускающемуся участнику крепится конец отдельной страховочной веревки, проходящей через карабин наверху. При спуске другой участник постепенно выдает спускающемуся страховку, имея возможность в любой момент зафиксировать ее и удержать спускающегося. Данный способ хорошо известен, поэтому останавливаться на нем мы не будем. Скажем только, что он имеет очень существенный недостаток – требует для спуска применения одновременно двух веревок. Это, как правило, значительно замедляет спуск, поэтому верхняя командная страховка применяется обычно только на сложных участках (например, когда нельзя просмотреть путь спуска), да и то, зачастую, только для первого.
Чаще встречающийся в горном туризме способ – самостраховка спускающегося за спусковую веревку – реализуется с помощью механического устройства или узла, который при специальном действии спускающегося (например, при нажатии на определенный рычажок) скользит по веревке, однако в случае, если спускающийся отпустит его – автоматически блокируется и обеспечивает остановку падения. Из соображений малого веса и низкой стоимости чаще всего в горном туризме для данной цели применяется схватывающий узел (в жаргоне также называемый «пруссиком») – о нем дальше мы и будем говорить. Если вы используете механическое страховочное устройство – будьте внимательны – не все из сказанного ниже может оказаться правильным для вашего случая.
Схватывающий узел (рисунок 2) вяжется из кольца специальной тонкой веревки (называемой «репшнуром») на основной (спусковой) веревке. Для удобства дальнейшего изложения разделим завязанный узел на две части – «тело» и «хвост». Схватывающий узел может свободно скользить по веревке, если держать его за «тело», однако если нагрузка приходится на «хвост» – узел затягивается и застревает на веревке до момента, когда его ослабят. Репшнур, из которого вяжется схватывающий узел, как правило, имеет толщину 6 мм – более тонкий имеет недостаточную прочность, более толстый не будет как следует обхватывать веревку и не затянется. В последнее время появилась тенденция использования для схватывающего узла фирменный петель, сделанных из узкой (?? мм) стропы. Такая стропа легче, мягче и имеет большую прочность, чем 6-мм репшнур. Однако в этом случае должен применяться модифицированный «французский» (рисунок 3) вариант схватывающего узла (обратите внимание – в отличие от классического он несимметричный и затягивается только при нагрузке в определенную сторону).
Существует два подхода к расположению схватывающего узла относительно спускового устройства – выше или ниже его. Верхнее расположение более традиционно и, в некотором смысле, более универсально, нижнее, на наш взгляд, значительно более безопасно, особенно при использовании новичками. Однако для понимания, чем же оно лучше, рассмотрим сначала систему с верхним схватывающим.
Схема дюльфера с верхним схватывающим узлом показана на рисунке 4. Одна рука спускающегося (на рисунке – правая) отвечает за контроль скорости спуска. Другая – осуществляет движение «тела» схватывающего узла по веревке. В случае, если спускающийся отпустит левую руку, продолжая при этом спускаться, «тело» схватывающего узла перестанет двигаться по веревке, в результате чего «хвостик» узла натянется и произойдет затягивание узла и остановка движения. К сожалению, данная схема грешит несколькими недостатками.
Во-первых, если спускающийся по ошибке отпустит не левую, а правую руку, то он будет падать, толкая при этом «тело» схватывающего узла вниз и не давая ему затянуться. Инстинкт при этом заставляет человека сжимать левую руку как можно сильнее, что приводит к сжатию схватывающего узла в кулаке, нагреванию и оплавлению схватывающего узла, ожогов руки, но не остановке падения. Автору однажды приходилось видеть, как падающий таким образом инстинктивно помогал себе сжимать схватывающий узел еще и второй рукой – в результате чего немного замедлил падение, но получил ожоги обеих рук. Есть несколько рекомендаций, как лучше двигать схватывающий узел, чтобы уменьшить шансы его зажатия в кулак, однако, несмотря на их внедрение, случаи падения новичков по-прежнему иногда случаются.
Во-вторых, если спускающийся отпустил, как и требуется, левую руку, его движение будет остановлено – однако продолжить затем движение для него будет непросто. Чтобы ослабить и расправить схватывающий узел потребуется соорудить себе петлю под ногу, привстать на ней, расправить узел, снова повиснуть на спусковом устройстве, проследив при этом, чтобы схватывающий узел не затянулся, разобрать петлю, на которой привставал – и лишь после этого продолжать движение. «Не такая высокая цена обеспечения безопасности», – скажете вы. Не соглашусь. Дело в том, что описанную процедуру может быть очень сложно выполнить уставшему человеку с тяжелым рюкзаком, да еще и на холоде в рукавицах. Случай, когда случайно затянувшийся при прохождении карниза схватывающий узел, создал группе немало проблем, произошел, например, в нашем клубе.
Есть и еще одно соображение – участники соревнований по технике горного туризма хорошо понимают, что, зависнув на схватывающем узле, они тут же потеряют много времени и проиграют соперникам, а потому у них зачастую вырабатывается негласное правило «что угодно, только не зависать». Я сам видел, как участники соревнований дюльферяют с прусиком, который слишком расслаблен, чтобы вообще затянуться при срыве (но при этом удовлетворяет формальным условиям соревнований). Соответственно, и в горах потом нельзя рассчитывать, что в критической ситуации привыкшие к соревновательной практике участники решатся затянуть схватывающий узел.
Необходимо отметить, что из-за описанной выше проблемы с продолжением движения после остановки, требуется наличие другой, неаварийной возможности остановки, после которой можно будет быстро продолжить движение. В качестве таковой обычно используют так называемые «рога» (рисунок 5), имеющиеся на некоторых спусковых устройствах – намотав на них веревку, спускающийся может остановиться, не затягивая схватывающий узел.
Для решения указанных проблем мы рекомендуем альтернативную схему спуска – при которой схватывающий узел находится ниже спускового устройства (рисунок 6). Важным моментом в таком подходе является то, что в случае срыва «хвостик» схватывающего узла должен натянуться раньше, чем его тело упрется в находящееся выше него спусковое устройство, иначе затягивания узла не произойдет. В связи с этим спусковое устройство выносят выше на усе самостраховки (рисунок 7). Однако слишком длинным такой ус тоже быть не должен – необходимо, чтобы при надобности спускающийся мог дотянуться до спускового устройства. Поэтому важно, чтобы петля, из которой завязан схватывающий узел, была очень короткой – автор использует петлю длинной 20 см.
Предложенный метод позволяет решить обе описанные выше проблемы традиционного подхода и отказаться от использования «рогов». Действительно, если обе руки при спуске находятся ниже спускового устройства, то можно отпустить любую из них, а другой продолжать контролировать скорость спуска. Даже если спускающийся по ошибке со всей силы зажмет схватывающий узел в кулаке, то силы его руки, приложенной ниже спускового устройства, обычно хватает на то, чтобы остановить свой спуск или хотя бы очень сильно его замедлить. Шансы на то, что схватывающий узел переплавится, также значительно уменьшаются. Разумеется, это не означает, что схватывающий узел можно зажимать в кулаке – мы ни в коем случае не рекомендуем это делать – все способы держать руку так, чтобы этого не получилось случайно, остаются в силе – но если у неопытного новичка это все же случится, результат будет не столь катастрофичен.
Очень важным является то, что усилие, затягивающее схватывающий узел, если спускающийся отпустил обе руки, в предлагаемой ниже схеме также значительно меньше, чем в классической (т.к. часть усилия тратится на трение в спусковом устройстве). Это означает две важные вещи. Во-первых, значительно снижается шанс, что неожиданно затянувшийся при быстром спуске схватывающий узел от резкой остановки оплавится сам и повредит оплетку веревки (такой случай для традиционной системы описан, например, в книге «Пирамида»). Во-вторых, затянувшийся схватывающий узел можно расслабить просто сильным движением руки, т.е. не требуется делать себе «ступеньку» для ноги и привставать на ней. Т.е. схватывающий узел становится не только аварийным, но и штатным средством остановки в процессе «дюльфера» - отпадает необходимость в «рогах» для наматывания веревки. Чисто технически остановка с помощью схватывающего узла проще и надежнее, чем наматывание на «рога».
Пришло время поговорить о недостатках. По-видимому, основной из них в том, что система с нижним схватывающим недостаточно хорошо работает со спусковыми устройствами, трение в которых приводит к закручиванию веревки (например, с любыми «восьмерками»). Дело в том, что ус, на котором крепится спусковое устройство для того, чтобы оно оказалось заведомо выше схватывающего узла, при использовании «крутящих» спусковых устройств в ряде ситуаций также начинает закручиваться, что может вызвать запутывание веревки. В связи с этим в Вестре принято решение об использовании спусковых устройств, не закручивающих веревку. Их выбор достаточно ограничен и часть из них имеет свои недостатки (некоторые, например, неудобны для выполнения страховки напарника). Не самая бюджетная, но в целом оптимальная с нашей точки зрения модель – Petzl Reverso.
Во-вторых, требования к спусковым устройства не крутить веревку приводит к повышенным требованиям к самим веревкам. Дело в том, что все модели «некрутящих» спусковых устройств рассчитаны на меньший диапазон диаметров и жесткости веревок, чем спусковухи-«восьмерки». С другой стороны, качественные мягкие и не слишком толстые веревки (не толще 10 мм) – а именно такие лучше всего подходят для большинства «некрутящих» спусковух – приятны не только для дюльфера, и отход от отечественных жестких веревок и так наблюдается в туризме и, особенно, альпинизме.
В-третьих, нижний схватывающий ограничивает возможность по регулированию скорости спуска путем заведения веревки за спину или, наоборот, удерживания ее перед собой. Впрочем, по нашему опыту, даже имеющихся возможностей регулирования скорости спуска вполне достаточно.
Отдельно упомяну еще об одной проблеме системы с нижним схватывающим узлом. Существует случай, при котором нижний схватывающий может затянуться настолько сильно, что (как и в случае с верхним) его нельзя будет ослабить, не привставая на петле. Этот случай вряд ли можно впрямую назвать недостатком системы с нижним схватывающим (т.к. точно та же проблема есть и у системы с верхним «схватывающим»), однако его недопущение обязательно должно входить в программу обучения. ….
Как я показал, систему с нижним схватывающим узлом тоже нельзя считать идеальной, но, на наш взгляд, она в большей, чем другие системы, степени отвечает требованию безопасного обучения новичков спуску по веревке. Потом, на второй стадии обучения (в школе специализированного уровня), можно будет предложить уже умеющим дюльферять слушателям опробовать также систему с верхним схватывающим узлом и с «крутящей» спусковухой – и самостоятельно выбрать, что им удобнее. Однако, мы уверены, для многих именно система с «нижним» схватывающим узлом станет основной при «дюльфере» в горах.
Есть, правда, мнение, что данный текст слишком скучный и нудный для нормальной публикации...
Спуск по закрепленной веревке с применением спускового устройства (в жаргоне называемый спуском «дюльфером») – один из базовых элементов, необходимых горным туристам и альпинистам. Безопасность такого спуска и способ организации страховки на нем – непростой вопрос, особенно резко встающий при обучении новичков. Большинство инструкторов туризма и альпинизма, отработавших хотя бы несколько лет, встречались со случаями падения участников в результате зажатия ими схватывающего узла или, наоборот, зависания участников в результате случайного затягивания этого узла. В данной статье будет изложен используемый в «Вестре» метод спуска дюльфером со схватывающим узлом, расположенным ниже спускового устройства. На наш взгляд, такой способ позволяет практически исключить подобные случаи и, таким образом, значительно повысить безопасность. Необходимо отметить, что предлагаемый способ – не новый, упоминаемый, например, в каталоге снаряжения фирмы Petzl, однако до сих пор он не получил широкого распространения в России. Данный рассказ я постарался построить так, чтобы он был интересен и понятен как новичкам, так и опытным туристам и альпинистам, в частности – инструкторам горного туризма и альпинизма.
Для спуска по веревке в туризме и альпинизме применяется спусковое устройство – механическое приспособление, задача которого обеспечить управление скоростью спуска. Заметьте, что спускаясь в спортивном зале по канату для лазания, гимнаст обходится без такой системы – он просто плотно обхватывает канат ногами и руками и обеспечивает таким образом свое торможение при спуске. Мало того, при желании гимнаст может обхватить канат с такой силой, что просто остановится. При спуске по альпинистской веревке такой метод невозможен – альпинистская веревка гораздо длиннее и тоньше – именно поэтому и требуется некоторое механическое устройство, берущее на себя основное трение веревки и оставляющее спускающемуся лишь небольшую его часть – чтобы можно было управлять скоростью спуска, просто удерживая веревку одной рукой. На рисунке 1 продемонстрирован пример дюльфера – основное трение приходится на спусковое устройство (1) – в нем веревка несколько раз перегибается, что обеспечивает трение, турист же регулирует свою скорость одной правой рукой.
Как легко заметить, основной опасностью в описанной схеме является то, что спускающийся по какой-либо причине (камень по голове попадет, например) отпустит руку, удерживающую веревку. В этом случае турист упадет, т.к. в случае спуска по вертикальному рельефу силы трения в неконтролируемом рукой спусковом устройстве достаточно лишь для некоторого торможения, но никак не остановки падения. Таким образом, возникает задача страховки участника от срыва при спуске.
Имеются два основных метода страховки при дюльфере: верхняя командная страховка отдельной веревкой и самостраховка за ту же веревку, по которой осуществляется дюльфер. В первом случае к спускающемуся участнику крепится конец отдельной страховочной веревки, проходящей через карабин наверху. При спуске другой участник постепенно выдает спускающемуся страховку, имея возможность в любой момент зафиксировать ее и удержать спускающегося. Данный способ хорошо известен, поэтому останавливаться на нем мы не будем. Скажем только, что он имеет очень существенный недостаток – требует для спуска применения одновременно двух веревок. Это, как правило, значительно замедляет спуск, поэтому верхняя командная страховка применяется обычно только на сложных участках (например, когда нельзя просмотреть путь спуска), да и то, зачастую, только для первого.
Чаще встречающийся в горном туризме способ – самостраховка спускающегося за спусковую веревку – реализуется с помощью механического устройства или узла, который при специальном действии спускающегося (например, при нажатии на определенный рычажок) скользит по веревке, однако в случае, если спускающийся отпустит его – автоматически блокируется и обеспечивает остановку падения. Из соображений малого веса и низкой стоимости чаще всего в горном туризме для данной цели применяется схватывающий узел (в жаргоне также называемый «пруссиком») – о нем дальше мы и будем говорить. Если вы используете механическое страховочное устройство – будьте внимательны – не все из сказанного ниже может оказаться правильным для вашего случая.
Схватывающий узел (рисунок 2) вяжется из кольца специальной тонкой веревки (называемой «репшнуром») на основной (спусковой) веревке. Для удобства дальнейшего изложения разделим завязанный узел на две части – «тело» и «хвост». Схватывающий узел может свободно скользить по веревке, если держать его за «тело», однако если нагрузка приходится на «хвост» – узел затягивается и застревает на веревке до момента, когда его ослабят. Репшнур, из которого вяжется схватывающий узел, как правило, имеет толщину 6 мм – более тонкий имеет недостаточную прочность, более толстый не будет как следует обхватывать веревку и не затянется. В последнее время появилась тенденция использования для схватывающего узла фирменный петель, сделанных из узкой (?? мм) стропы. Такая стропа легче, мягче и имеет большую прочность, чем 6-мм репшнур. Однако в этом случае должен применяться модифицированный «французский» (рисунок 3) вариант схватывающего узла (обратите внимание – в отличие от классического он несимметричный и затягивается только при нагрузке в определенную сторону).
Существует два подхода к расположению схватывающего узла относительно спускового устройства – выше или ниже его. Верхнее расположение более традиционно и, в некотором смысле, более универсально, нижнее, на наш взгляд, значительно более безопасно, особенно при использовании новичками. Однако для понимания, чем же оно лучше, рассмотрим сначала систему с верхним схватывающим.
Схема дюльфера с верхним схватывающим узлом показана на рисунке 4. Одна рука спускающегося (на рисунке – правая) отвечает за контроль скорости спуска. Другая – осуществляет движение «тела» схватывающего узла по веревке. В случае, если спускающийся отпустит левую руку, продолжая при этом спускаться, «тело» схватывающего узла перестанет двигаться по веревке, в результате чего «хвостик» узла натянется и произойдет затягивание узла и остановка движения. К сожалению, данная схема грешит несколькими недостатками.
Во-первых, если спускающийся по ошибке отпустит не левую, а правую руку, то он будет падать, толкая при этом «тело» схватывающего узла вниз и не давая ему затянуться. Инстинкт при этом заставляет человека сжимать левую руку как можно сильнее, что приводит к сжатию схватывающего узла в кулаке, нагреванию и оплавлению схватывающего узла, ожогов руки, но не остановке падения. Автору однажды приходилось видеть, как падающий таким образом инстинктивно помогал себе сжимать схватывающий узел еще и второй рукой – в результате чего немного замедлил падение, но получил ожоги обеих рук. Есть несколько рекомендаций, как лучше двигать схватывающий узел, чтобы уменьшить шансы его зажатия в кулак, однако, несмотря на их внедрение, случаи падения новичков по-прежнему иногда случаются.
Во-вторых, если спускающийся отпустил, как и требуется, левую руку, его движение будет остановлено – однако продолжить затем движение для него будет непросто. Чтобы ослабить и расправить схватывающий узел потребуется соорудить себе петлю под ногу, привстать на ней, расправить узел, снова повиснуть на спусковом устройстве, проследив при этом, чтобы схватывающий узел не затянулся, разобрать петлю, на которой привставал – и лишь после этого продолжать движение. «Не такая высокая цена обеспечения безопасности», – скажете вы. Не соглашусь. Дело в том, что описанную процедуру может быть очень сложно выполнить уставшему человеку с тяжелым рюкзаком, да еще и на холоде в рукавицах. Случай, когда случайно затянувшийся при прохождении карниза схватывающий узел, создал группе немало проблем, произошел, например, в нашем клубе.
Есть и еще одно соображение – участники соревнований по технике горного туризма хорошо понимают, что, зависнув на схватывающем узле, они тут же потеряют много времени и проиграют соперникам, а потому у них зачастую вырабатывается негласное правило «что угодно, только не зависать». Я сам видел, как участники соревнований дюльферяют с прусиком, который слишком расслаблен, чтобы вообще затянуться при срыве (но при этом удовлетворяет формальным условиям соревнований). Соответственно, и в горах потом нельзя рассчитывать, что в критической ситуации привыкшие к соревновательной практике участники решатся затянуть схватывающий узел.
Необходимо отметить, что из-за описанной выше проблемы с продолжением движения после остановки, требуется наличие другой, неаварийной возможности остановки, после которой можно будет быстро продолжить движение. В качестве таковой обычно используют так называемые «рога» (рисунок 5), имеющиеся на некоторых спусковых устройствах – намотав на них веревку, спускающийся может остановиться, не затягивая схватывающий узел.
Для решения указанных проблем мы рекомендуем альтернативную схему спуска – при которой схватывающий узел находится ниже спускового устройства (рисунок 6). Важным моментом в таком подходе является то, что в случае срыва «хвостик» схватывающего узла должен натянуться раньше, чем его тело упрется в находящееся выше него спусковое устройство, иначе затягивания узла не произойдет. В связи с этим спусковое устройство выносят выше на усе самостраховки (рисунок 7). Однако слишком длинным такой ус тоже быть не должен – необходимо, чтобы при надобности спускающийся мог дотянуться до спускового устройства. Поэтому важно, чтобы петля, из которой завязан схватывающий узел, была очень короткой – автор использует петлю длинной 20 см.
Предложенный метод позволяет решить обе описанные выше проблемы традиционного подхода и отказаться от использования «рогов». Действительно, если обе руки при спуске находятся ниже спускового устройства, то можно отпустить любую из них, а другой продолжать контролировать скорость спуска. Даже если спускающийся по ошибке со всей силы зажмет схватывающий узел в кулаке, то силы его руки, приложенной ниже спускового устройства, обычно хватает на то, чтобы остановить свой спуск или хотя бы очень сильно его замедлить. Шансы на то, что схватывающий узел переплавится, также значительно уменьшаются. Разумеется, это не означает, что схватывающий узел можно зажимать в кулаке – мы ни в коем случае не рекомендуем это делать – все способы держать руку так, чтобы этого не получилось случайно, остаются в силе – но если у неопытного новичка это все же случится, результат будет не столь катастрофичен.
Очень важным является то, что усилие, затягивающее схватывающий узел, если спускающийся отпустил обе руки, в предлагаемой ниже схеме также значительно меньше, чем в классической (т.к. часть усилия тратится на трение в спусковом устройстве). Это означает две важные вещи. Во-первых, значительно снижается шанс, что неожиданно затянувшийся при быстром спуске схватывающий узел от резкой остановки оплавится сам и повредит оплетку веревки (такой случай для традиционной системы описан, например, в книге «Пирамида»). Во-вторых, затянувшийся схватывающий узел можно расслабить просто сильным движением руки, т.е. не требуется делать себе «ступеньку» для ноги и привставать на ней. Т.е. схватывающий узел становится не только аварийным, но и штатным средством остановки в процессе «дюльфера» - отпадает необходимость в «рогах» для наматывания веревки. Чисто технически остановка с помощью схватывающего узла проще и надежнее, чем наматывание на «рога».
Пришло время поговорить о недостатках. По-видимому, основной из них в том, что система с нижним схватывающим недостаточно хорошо работает со спусковыми устройствами, трение в которых приводит к закручиванию веревки (например, с любыми «восьмерками»). Дело в том, что ус, на котором крепится спусковое устройство для того, чтобы оно оказалось заведомо выше схватывающего узла, при использовании «крутящих» спусковых устройств в ряде ситуаций также начинает закручиваться, что может вызвать запутывание веревки. В связи с этим в Вестре принято решение об использовании спусковых устройств, не закручивающих веревку. Их выбор достаточно ограничен и часть из них имеет свои недостатки (некоторые, например, неудобны для выполнения страховки напарника). Не самая бюджетная, но в целом оптимальная с нашей точки зрения модель – Petzl Reverso.
Во-вторых, требования к спусковым устройства не крутить веревку приводит к повышенным требованиям к самим веревкам. Дело в том, что все модели «некрутящих» спусковых устройств рассчитаны на меньший диапазон диаметров и жесткости веревок, чем спусковухи-«восьмерки». С другой стороны, качественные мягкие и не слишком толстые веревки (не толще 10 мм) – а именно такие лучше всего подходят для большинства «некрутящих» спусковух – приятны не только для дюльфера, и отход от отечественных жестких веревок и так наблюдается в туризме и, особенно, альпинизме.
В-третьих, нижний схватывающий ограничивает возможность по регулированию скорости спуска путем заведения веревки за спину или, наоборот, удерживания ее перед собой. Впрочем, по нашему опыту, даже имеющихся возможностей регулирования скорости спуска вполне достаточно.
Отдельно упомяну еще об одной проблеме системы с нижним схватывающим узлом. Существует случай, при котором нижний схватывающий может затянуться настолько сильно, что (как и в случае с верхним) его нельзя будет ослабить, не привставая на петле. Этот случай вряд ли можно впрямую назвать недостатком системы с нижним схватывающим (т.к. точно та же проблема есть и у системы с верхним «схватывающим»), однако его недопущение обязательно должно входить в программу обучения. ….
Как я показал, систему с нижним схватывающим узлом тоже нельзя считать идеальной, но, на наш взгляд, она в большей, чем другие системы, степени отвечает требованию безопасного обучения новичков спуску по веревке. Потом, на второй стадии обучения (в школе специализированного уровня), можно будет предложить уже умеющим дюльферять слушателям опробовать также систему с верхним схватывающим узлом и с «крутящей» спусковухой – и самостоятельно выбрать, что им удобнее. Однако, мы уверены, для многих именно система с «нижним» схватывающим узлом станет основной при «дюльфере» в горах.