Sergey Nasedkin » 3 мар 2016 (Чт), 20:57
Небольшой отчет Юли и Ирины, психологов, проводивших занятия по психологии в рамках методблока.
Закончился методблок школы СУ для инструкторов, и мы, как психологи, которые занимались его подготовкой и проведением, хотим поделиться своими впечатлениями. Вообще, наше знакомство с горным туризмом началось еще тогда, когда наша страна называлась СССР, туризм был одной из немногих возможностей интересно провести отпуск, коллективизм был безусловной ценностью, авторитет инструктора — руководителя был непререкаем и поддерживался всей системой (в том числе и материально). Все выше перечисленное существенно облегчало работу инструкторов, которые, по сути, имели совершенно особый статус и были туристской элитой. Но поменялось время, а вместе с ним и все остальное. Возможностей для проведения отпуска стало в разы больше, безусловная ценность коллективизма стала весьма условной и неоднозначной. Появился и начал развиваться коммерческий туризм с институтом гидов. В то же время продолжает существовать туризм спортивный, схожий с коммерческим по форме, но отличающийся по сути, так как в его основе лежат отнюдь не товарно-денежные отношения. При этом зачастую сами туристы очень по-разному формулируют, в чем же суть их деятельности — спорт ли это, отдых, образ жизни, развлечение и пр. Не столь определенным, как раньше, оказался и статус инструктора в спортивном туризме. Он, вроде бы, все еще элита, но в то же время начинает чувствовать себя зависимым от индивидуальных интересов и запросов участников. При этом, сам процесс прохождения спортивных походов, несмотря на разнообразие ожиданий пришедших в клуб, может существовать только при условии единоначалия и безусловного авторитета руководителя, иначе этот процесс становится неэффективным и даже небезопасным. И, получается, возникла необходимость определить и суть спортивного общественного туризма, и правила его осуществления, и мотивацию туристов, и статус инструкторов заново, уже для сегодняшнего дня. На этом мы и сосредоточились в своей работе. Делали мы это так, как делают всегда, когда хотят что - то лучше понять — задавали вопросы и искали на них ответы. Причем, надо сказать, что поиск ответов не всегда был быстрым и легким…
Ниже мы просто приведем некоторые из этих вопросов…
—В чем суть деятельности, которой вы сейчас занимаетесь?
—Чем и кем она регламентируется, какими Правилами?
—Кто является проводником «основных идей» и блюстителем Правил, без соблюдения которых не сможет существовать никакая система?
—И, если инструктор, он же руководитель, и есть тот самый человек, то может ли он четко и обоснованно сформулировать суть и правила своей работы и работы участников, может ли он требовать их выполнения? Дано ли ему такое право и есть ли у него такие навыки?
—Зачем человек берет на себя нелегкий труд инструктора и руководителя, если денег за это он не получает?
—Чем он компенсирует (возмещает) те весьма немалые затраты своей энергии, которые идут на выполнение «инструкторско-руководительских» обязанностей?
Поскольку проект наш был пилотным, то, конечно, возникали и технические трудности. Например, не всегда мы сразу могли соотнести свои представления о знаниях и умениях будущих руководителей-инструкторов с тем, что у них было в реальности, подобрать лучший вариант работы. Поэтому мы честно старались учитывать все замечания и пожелания, за которые очень благодарны всем, кто был с нами, и надеемся, что на этом наше сотрудничество не закончится. Потому что мы тоже хотим, чтобы в туризм приходили новые люди, которым интересно было бы этим заниматься, чтобы они ходили в походы с руководителями, которые получают удовольствие от их проведения, и чтобы эта многоплановая уникальная деятельность продолжала развиваться и дальше.
В свою очередь, ребята, участвующие в этом проекте, отметили, что у них действительно возникло системное видение, что они уже начали применять полученные знания на практике, что появилась пища для размышления, и в то же время подтвердились какие-то их представления, которые раньше были скорее интуитивными. Ну и нас, как психологов, порадовали высказывания, о том, что полученные знания можно применять не только в туризме, но и в жизни, и что, оказывается, можно строить свою жизнь (в том числе и в туризме) в соответствии с собственными желаниями и интересами.