Турклуб «Вестра» » Статьи и лекции » Инструктору » Организация занятия со слушателями

Организация занятия со слушателями

Основательно готовить занятие нужно не только завучу школы, но и каждому отдельному преподавателю. Даже опытный инструктор или лектор (не говоря уже о человеке с небольшой практикой) должен при этом задаться минимум тремя вопросами, определяющими не только характер, объем и содержание подготовительной работы, но и ход самого занятия:
  1. Какую цель преследует занятие.
  2. Какие знания или умения следует дать слушателям, то есть, что должно входить в содержание занятия, чем конкретно оно должно обогатить обучаемых.
  3. Как лучше всего достичь цели (иначе говоря, где, какими приемами, с помощью каких средств, в какой последовательности вести занятие).

Цель занятия

Учебные занятия могут иметь разные цели. В одних случаях надо сообщить занимающимся некоторую сумму сведений, помочь составить о чем-то ясное представление, дать установку и т.п.; такова цель, например, лекций, ряда бесед. В других случаях нужно объяснить и показать практические приемы, к примеру: как делать перевязки и накладывать жгут; отработать такие приемы; дать начальную практику в выполнении какой-то работы, например в составлении сметы похода или плана работы туристской секции. Можно ставить целью занятия лишь тренировку (допустим, в хождении по азимуту, в преодолении какого-то естественного препятствия), только проверку и оценку знаний и умений слушателей (например, на занятии "Топографический диктант") и т. д.

Естественно, во всех случаях цель занятия должна быть достижимой: ее нужно сообразовывать с уровнем подготовленности аудитории, имеющимся временем, с условиями, в которых будет проходить занятие, его материальным обеспечением. Последние два обстоятельства во многом зависят от инициативы и энергии инструкторов при подборе пособий, снаряжения, при подготовке или выборе "рабочего места" (особенно это касается подбора местности, удовлетворяющей требованиям учебного процесса и безопасности).

Содержание занятия

Ответ на вопрос о том, что нужно дать слушателям на предстоящем занятии, в общей форме содержит учебная программа школы. Однако приведенные там учебные вопросы чаще всего сформулированы так, что допускают и узкое, и широкое их разъяснение.

К примеру, тема о доврачебной помощи в путешествии включает учебный вопрос "Искусственное дыхание". Рассказывать об этом можно немало хотя бы потому, что существует несколько способов искусственного дыхания. Но применять их все нет необходимости, достаточно знать один-два. Значит, определяя содержание соответствующего занятия, нужно, прежде всего, установить, с каким или какими способами следует знакомить слушателя.

Само собой разумеется, что при рассказе об искусственном дыхании нельзя ограничиваться перечнем приемов, требуется еще пояснить, в каких случаях оно применяется, в чем состоит его "механизм", каких действий следует избегать и т. д. Здесь также надо определить объем информации и конкретизировать ее содержание. Так как обычно занятие имеет целью не только рассказ о способах, но и практику их применения, в содержание занятия включают также демонстрацию приемов каждого способа (или одного из них) и упражнение в этих приемах.

Таким образом, на этом этапе подготовки занятия задача состоит в отборе материала, который должен быть преподан слушателям. Руководствуются при этом правилом - дать в первую очередь то, что слушатель непременно должен знать и уметь для предстоящей ему деятельности, без чего ему нельзя или трудно обойтись. Каждое занятие строго ограничено во времени, поэтому ничем лишним загружать его не следует, важно обеспечить прочное усвоение обязательного минимума.

Необходимо заботиться и о доступности материала, о том, чтобы содержание занятия соответствовало уровню знаний слушателей, их опыту, общему развитию (здесь имеется в виду не форма подачи, а доступность преподносимых сведений).

Рабочее место

Во всех случаях рабочее место должно соответствовать задаче занятия (то есть отвечать требованиям учебного процесса) и быть безопасным для занимающихся.

Для учебных выходов на местность и занятий в учебно-тренировочном походе очень важно, чтобы они проходили в условиях, максимально приближенных к реальной походной обстановке. Поэтому места для таких занятий следует по возможности подбирать заранее (а если требуется, то и подготовлять их). Здесь нужны участок или участки местности, позволяющие и показать, и отработать предусмотренные умения, притом в условиях полной безопасности.

Безопасность занятий

Полная безопасность занятий - обязательное правило организации обучения. Наибольшей заботы о безаварийности обучения требуют занятия, проводимые на местности.

Руководители обучения и инструкторы обязаны не только сами всегда заботиться о полнейшей безопасности занятий, но и воспитывать такое же отношение у обучаемых, настойчиво прививая им чувство ответственности за здоровье и жизнь товарищей. Для этого нужны и личный пример, и постоянные напоминания, особенно тем, кто еще не приучился к сдержанности, осторожности, кто еще "болен" лихачеством. Для слушателей должно стать привычным самое серьезное внимание ко всему, что связано с безопасностью, и не только на занятиях, а и во всех проводимых ими походах выходного дня и путешествиях.

Методы обучения

В подготовке туристов применяются разнообразные методы обучения, в которых участвуют в различных сочетаниях и объяснения, и предметная наглядность, и действия самих обучаемых.

Главное место в работе инструктора занимают групповые практические занятия, на которых передают и закрепляют туристские или инструкторские умения. Здесь чаще всего используют такие методы обучения:

  • словесное изложение материала (преимущественно - это объяснение темы, цели занятия, значения и сущности изучаемых умений, необходимого порядка действий, а также последующий анализ и оценка действий слушателей) ;
  • показ приемов, составляющих осваиваемое умение;
  • начальная отработка этих приемов;
  • упражнения для закрепления умения (тренировка).

    Однако зачастую эти методы используются лишь в их пассивной форме, с весьма ограниченным привлечением слушателей; например, объясняет и показывает приемы только инструктор, аудитория же почти не принимает участия в разучивании приемов. Между тем эти методы могут быть применены в различных вариантах, позволяющих активизировать и разнообразить обучение.

    Учить можно и на ошибках, а также показом заведомо неправильных действий. Делают это или для того, чтобы подчеркнуть характерные ошибки и тем самым предостеречь от их повторения, или с целью нагляднее раскрыть сущность верного приема. Такое обучение - "от противного" - непременно сопровождают четким объяснением и показом правильных действий. Оно неприменимо к умениям, требующим соблюдения особой осторожности, скажем, к переправам через водные преграды, но вполне пригодно, чтобы учить, например, укладке рюкзака, выбору места для привала, разжиганию костра, наложению повязок, проведению занятия и т. д.

    Тренировка может состоять в многократном простом повторении определенного упражнения (или комплекса их) либо в повторении этого упражнения (или упражнений) в других условиях, в частности в усложненных. Последнее осуществляется главным образом в процессе учебно-тренировочного похода.

    Выбирая методы обучения для практических занятий, предпочтение всегда следует отдавать тем, которые помогут научить всех, а не какую-то часть занимающихся. Напоминать об этом приходится потому, что еще нередко упражнения поручают проделывать лишь отдельным слушателям. Остальные же зачастую оказываются беспомощными там, где требуется показать, как надо что-то сделать или где надо самому действовать: вести группу по азимуту, сделать перевязку и т.д. Надо твердо помнить, что каждый выпускник должен обладать, хотя бы в виде начальной практики, всеми без исключения умениями, требуемыми учебной программой.

    Проверка и оценка знаний и умений

    Знания и умения слушателя проверяют и оценивают, прежде всего, для того, чтобы судить об их объеме и основательности. Проверка дает также возможность выявить пробелы, с тем, чтобы наметить меры к их устранению, позволяет систематизировать знания, дисциплинирует занимающихся. В сочетании с оценками она побуждает более ответственно относиться к учебе, укрепляет уверенность в своих силах.

    От правильной постановки контроля и оценки во многом зависит эффективность обучения. Где к проверкам подходят формально, поверхностно, проявляют в оценках излишнюю снисходительность, там нередко выпускники имеют лишь отрывочные, непрочные знания и не владеют всеми необходимыми им умениями.

    Важно, чтобы проверка не ограничивалась констатацией факта, если у слушателя выявлен пробел; надо подсказать, как его устранить, может быть, организовать помощь со стороны товарищей. В подобных случаях следует дополнительно проверять неуспевающего.

    Совершенно обязательно в той или иной форме проверять умения у каждого обучаемого. В оценках необходима максимальная объективность. Ничего хорошего не приносят ни заниженная оценка, ни поблажки. Первая вызывает обиду или расхолаживает слушателя, порождая преувеличенное представление о трудностях учебы. Вторые отрицательно сказываются в последующей практической деятельности. Неразумно давать положительную оценку знаниям и умениям неподготовленного слушателя: ведь он, закончив семинар или сбор, получит право учить, воспитывать, руководить.

    Методические указания к занятию

    Все элементы подготовки отдельного занятия находят отражение в специальном документе - методических указаниях о проведении занятия (в обиходе их нередко называют сокращенно "методичками") . Это своего рода план, направляющий действия преподавателя в ходе занятия, помогающий обеспечить методическое единство обучения и передать знания и умения в одинаковом объеме слушателям всех учебных групп.

    Методические указания - надежный помощник преподавателя. Они побуждают строить занятие продуманно, помогают расширять арсенал применяемых приемов обучения, активизировать участие слушателей, делать занятия разнообразными и интересными. Это особенно нужно начинающим, малоопытным инструкторам и тем руководителям путешествий, кому не приходилось еще всерьез заниматься обучением своей группы.

    Отсутствие методических рекомендаций к занятиям крайне отрицательно сказывается на качестве обучения. Без них учебный процесс идет во многом самотеком: каждый инструктор действует по своему усмотрению, как умеет, опираясь лишь на личный, подчас весьма ограниченный опыт, а иногда даже без отчетливого понимания цели работы. Занятия в группах происходят при этом неодинаково и на разном уровне. В одних группах слушателям дают все требуемое, в других, отвлекаясь, не успевают полностью сообщить положенные сведения либо отработать все нужные приемы. В одних группах передают умение каждому занимающемуся, в других обучают всех "скопом", то есть в сущности никого или только отдельных слушателей. Бывает и так, что на одинаковых по теме занятиях слушателям в разных группах преподносят материал неодинаковый не только по объему, но и по содержанию.

    Методические рекомендации нужны ко всем видам учебной работы - будь то практическое занятие (групповое или общесеминарское), лекция, учебно-тренировочный поход, домашнее задание либо иной элемент процесса обучения.

    Методические указания должны включать

  • Тему занятия (ее обычно называют в заголовке указаний).
  • Цель занятия.
  • Место и длительность его (для групповых занятий еще количественный состав группы).
  • Содержание занятия.
  • Ход занятия (указания о приемах обучения, последовательности их применения, примерный расчет времени).
  • Материальное обеспечение (необходимые для занятий пособия, инвентарь).
  • Литературу (рекомендуемую слушателям, использованную в ходе подготовки к занятию).

    Работа над методическими указаниями

    Составляя расписание занятий, учебная часть одновременно намечает порядок заблаговременной разработки методических указаний к ним. Лучше всего вести эту работу по графику: в нем предусматривают очередность подготовки "методичек", сроки и исполнителей. Проекты методичек имеет смысл обсудить на инструкторской летучке, с тем, чтобы тут же, если потребуется, доработать их (дополнить, сократить, внести поправки, уточнить и т. п.). Доработанные коллективно "методички" становятся едиными указаниями для работы во всех группах. Желательно каждый такой документ размножать, чтобы все обучающие имели на руках именно его, а не беглые заметки, сделанные на летучке.

    Личная подготовленность инструктора

    Как бы хорошо ни были выполнены все предварительные работы, связанные с организацией учебного процесса, это еще не гарантирует успешного проведения занятий в учебной группе - оно в очень большой степени зависит от личной подготовленности преподавателя.

    Инструктор непременно должен заранее готовиться к каждому занятию: отрабатывать (один или вместе с другими инструкторами) все, что ему предстоит демонстрировать; подбирать примеры, факты, которые могут понадобиться для иллюстрации или доказательства; продумывать предстоящие ему рассказ или объяснение, а также вопросы или задачи, которые он будет ставить перед слушателями; намечать, кого из слушателей и к чему следует привлечь, кого и в чем проверить, кому и какие дать советы и т. д.

    Большое значение имеет речевая подготовленность инструктора, так как в обучении роль слова очень велика. Чтобы материал, сообщаемый инструктором на занятиях, был верно понят и усвоен, излагать его нужно правильным языком, подбирая необходимые слова и выражения.

    Довольно часто слабым местом в работе инструкторов является объяснение задачи, приема, порядка действий, ошибок, допущенных при упражнениях и т. п. Причина этого, помимо недостаточной продуманности, - небрежность языковой формы изложения, речевая неправильность, бедность словаря. Мысль же, выраженная неточно, неряшливо, воспринимается искаженно, не так, как нужно, или остается непонятой. Это может повлечь за собой (и нередко влечет) ошибки слушателей в практических действиях или приобретение ими неверных навыков.

  •