Турклуб «Вестра» » Деятельность » Места тренировок и лекций » Карьеры в Икше

Карьеры в Икше

Общее описание
Схема-хребтовка
Как добраться
Возможные тренировки

Общее описание

Песчаные карьеры на восток от станции Икша - уникальный туристический полигон Подмосковья. Лично я не знаю больше ни одного места, где можно было бы на практике объяснить участникам такие понятия, как "гребень", "карниз", "контрофорс", "кулуар", "седловина" и т.д. Здесь можно потренировать ориентирование по схеме-хребтовке, сравнить скорость движения при тропежке по дну долины, по гребню и по склону травесом, потренироваться ставить лагерь на снежном склоне и многое другое. Но все по порядку.

Карьеры весьма невелики по площади, но до сих пор функционируют - добыча песка с одного края продолжается, обеспечивая тренирующимся песчаные (зимой - основательно промерзшие) склоны любой крутизны (вплоть до 85 градусов). Там же, где работа уже давно не ведется, склоны поросли деревьями, обеспечивая хорошие места для установки лагеря. Я не знаю, чем обусловлен такой способ добычи, но ведется она не путем вырывания большого котлована в песчаном грунте, а путем вырывания многих небольших котлованов, между которыми остаются протяженные вытянутые возвышенности, очень напоминающие гребни в горах. В рабочей части карьера такие гребни могут быть весьма острые и даже требовать страховки при движении с рюкзаками.

Чем карьеры кардинально отличаются от гор - это отсутствием в них какой-либо орографической логики. У понижений между хребтами (которые логично назвать долинами) нет устья и истоков - это просто замкнутые ямы, вода из них никуда не вытекает. Это создает возможность для крайне сложной их организации. Когда я первый раз собрался рисовать схему карьеров, я даже представить себе не мог, насколько они хитро устроены.

Схема-хребтовка

Карьер в Икше.

Первая поездка для рисования схемы карьеров состоялась осенью 2002 года. Хорошо, что догадались взять GPS - без него составить даже приблизительну схему было бы очень трудно. Затем состоялся еще один (уточняющий) выезд, затем тренировка школы по применению GPS - и вот схема готова.

Обозначения на схеме в целом соответствуют обозначениями схем-хребтовок за одним исключением - в Икшинских карьерах встречаются совершенно ровные плато. Их границы мы обозначали линией с поперечными черточками (как на большинстве карт обозначают обрывы) - у нас это не обрывы, а края плато, причем черточки указывают направление понижения.

Как добраться

От станции Икша (первый вагон из центра) поворачиваем направо и выходим на набережную канала. По ней движемся в сторону Москвы до шлюза, по мостику над которым переходим канал. Дальше прямо по тропинке на восток поднимаемся на высокий берег канала. Там тропинка превращается в дорогу, по которой и надо двигаться. Она пересечет шоссе, будет идти по полю и, наконец, оказываемся у развилки (надо быть внимательным, чтоб ее не пропустить). Основная дорога уходит налево, а нам направо - мимо полуразрушенных индустриальных строений к большому железному ангару. Он обозначен на схеме карьеров и от него уже можно ориентироваться.

Внимание! Не стоит в одиночку ехать зимой, если Вы не знаете пути - в карьерах очень много снега, который сильно затрудняет движение, а ночное ориентирование может оказаться не таким простым делом.

Возможные тренировки

Список возможных тренировок следует из уже описанных особенностей карьеров. Так, наличие необычного рельефа и схемы-хребтовки позволяет проводить тренировки по ориентированию и топосъемке. Серьезного ориентирования, разумеется, не получится (т.к. размеры карьеров слишком малы), но включение его как дополнительной части другой тренировки оказывется очень интересным. Тренировки по топосъемке в Икше хороши тем, что у слушателей имеется реальная цель - улучшить схему карьеров. Есть несколько возможных направлений улучшения схемы. Так, можно провести ревизию "перевалов" и придумать для них новые обозначения, характеризующие, с какой стороны они видны, а с какой - нет, с какой стороны подъем прост, а с какой - нет и т.д. Можно постараться более точно очертить форму "долин" и "хребтов" или даже нанести на схему горизонтали (хотя бы очень приблизительные).

Многие проводят в Икшинских карьерах тренировки по снежной технике. На мой взгляд, это не очень удобно из-за того, что снег в Икшинских карьерах, как правило, излишне рыхлый и глубокий. С другой стороны, для тренировок по передвижению по гребням с карнизами Икшинские карьеры очень даже подходят.

Каждый год "Вестра" проводит в Икшинских карьерах комплексные тренировки по выполнению группой некоторого задания в условиях горного рельефа. Основных видов таких тренировок два - так называемое "прохождение всех карьеров с рюкзаками" и "спасательные работы".

Сергей Гладилин