Турклуб «Вестра» » Деятельность » Проверка на местности (кросс-поход) » Методика судейства технических этапов кросс-похода

Методика судейства технических этапов кросс-похода

Данная методика построена на основе Методических указания по проведению и судейству соревнований по тур. многоборью, 1999, однако содержит значительные отличия.

Подробнее от отличиях >>>

0. Термины и определения

Самостраховка - это закрепление участника за станцию или отдельную точку с помощью карабина, пристегнутого к ИСС участника или специальному "усу самостраховки".

Верхняя страховка - форма страховки одного участника другим, при которой верхняя точка страховки, через которую страховочная веревка проходит находится выше точки закрепления веревки на страхуемом.

Нижняя страховка - форма страховки одного участника другим, при которой верхняя точка страховки, через которую страховочная веревка проходит находится ниже точки закрепления веревки на страхуемом.

При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой, считается идущим с нижней страховкой, а обеспеченный двусторонней командной страховкой - идущим с верхней страховкой.

Перильная страховка - страховка участника за неподвижно закрепленную (перильную) веревку с помощью фиксирующего устройства (при подъеме по вертикальным перилам), спускового устройства, подстрахованнного фиксирующим (при спуске по вертикальным перилам), скользящего карабина (на горизонтальных перилах) или комбинации из перечисленного на косых/наклонных перилах.

Точка - страховочный элемент (крюк, закладка, ледобур и т.п.) закрепленный на рельефе командой или подготовленный постановщиками дистанции (оговаривается Условиях).

Станция - система из двух и более точек, сблокированных между собой основной веревкой или равнопрочной ей стропой. Станция должна обеспечивать равномерную нагрузку на все точки и целостность (сохранение непрерывности страховки) в случае разрешения части точек, из которых она собрана.

1. Страховка и обеспечение безопасности

1.1. Все участники, находящиеся на дистанции, должны быть обеспечены самостраховкой, верхней или перильной страховкой, если это не оговорено особо. Количество участников, которым на каждом конкретном этапе обеспечивается судейская страховка, оговаривается в Условиях на дистанции. Дистанция кросс-похода может включать отдельные участки, на которых допускается движение одного или всех участников с нижней страховкой или совсем не требуется организация страховки или самостраховки, что также оговаривается в Условиях.

1.2. Организацию верхней, нижней и перильной страховки, самостраховки при прохождении дистанции разрешается осуществлять только через станцию, сделанную на точках, указанных постановщиками дистанции. Станция должна обеспечивать равномерное распределение при рывке нагрузки на точки, из которых она организована и обеспечение непрерывности страховки в случае разрушения части точек. Страховочная веревка (при верхней и нижней страховке) должна проходить через карабин, закрепленный на данной станции. Даже если условиями дистанции разрешена постановка участников на самостраховку в отдельные точки (а не в станцию), страхующий должен находиться на самостраховке в станцию. Расположение станции и страхующего должно исключать неконтролируемых перемещений в случае срыва страхуемого (например, не должна допускаться ситуация, когда страхующего при срыве сбрасывает с полки, с которой он осуществляет страховку). Перильная веревка при перильной страховке должна закрепляться за станцию обоими концами (за исключением ситуации, когда нижний конец перил находится в безопасной зоне или случая спуска первого или подъема последнего участника, когда на нижнем конце перил достаточно наличия узла). При спуске последнего участника допускается закрепление верхнего конца перил не за станцию, а за отдельную точку. В случае, если перила при перильной страховке закреплены "для сдергивания" (имеется перильная и сдергивающая веревки или сдвоенная перильная), они обе должны быть снизу закреплены прикреплены к станции или одному участников без существенного провиса (даже в случае, если спуск осуществляется в безопасную зону).

1.3. На станции может находиться любое количество участников, на отдельной точке или локальном участке одинарных перил — один. Иные требования по использованию петель, точек, перил могут оговариваться в Условиях на дистанции.

1.4. Запрещается блокировать ИСС карабином. Страховочные веревки и самостраховка крепятся к ИСС (в соответствии с требованиями производителя) или к блокировке ИСС (в точке, безопасной для данного способа блокировки).

1.5. Судейская страховка крепится к участнику отдельным личным карабином. При нарушении команде штраф не начисляется, а она предупреждается о необходимости исправить ошибку; при отказе от исправления — команда снимается с дистанции. При потере (невозможности восстановить) судейской страховки на дистанции команда снимается с дистанции.

1.6. Подъем и спуск "пострадавшего" с сопровождающим осуществляется с использованием не менее 2 командных веревок: либо на одинарной грузовой и страховочной веревки ("пострадавшему" и сопровождающему), либо на двойной грузовой веревке, связанной вместе узлом в районе контроля сопровождающего участника. Кроме того "пострадавший" обеспечивается судейской страховкой. Необходима также блокировка этих участников в системе страховки (самостраховки). В "особо опасных" случаях, особо оговоренных в Условиях, может требоваться спуск пострадавшего с сопровождающим на 3 веревках (2 грузовые+страховка или 2 страховки+грузовая).

Подъем и спуск легкопострадавшего (без сопровождающего) осуществляется на одинарной веревке. В "особо опасных" случаях, специально оговоренных в условиях, может потребоваться дополнительная верхняя страховка для пострадавшего.

1.7. Навесная переправа должна быть организована из основных веревок с использованием для нагружения и самостраховки не менее двух независимых ветвей, при обрыве одной из которых вторая остается в рабочем состоянии. Допускается одну веревку использовать как транспортировочную, а вторую для самостраховки. Переправляющийся участник должен иметь веревку, связывающую его с берегом для оказания командной помощи в случае необходимости.

1.8. При крутонаклонных переправах, что обязательно должно быть оговорено Условиями проведения соревнований, допускается спуск (подъем) участников проводить на одинарной веревке.

2. Снаряжение

2.1. Снаряжение команд должно быть осмотрено и допущено к применению на соревнованиях технической комиссией. К снаряжению, подлежащему осмотру, относятся аптечка и все элементы страховки и самостраховки: веревки основные, ИСС и элементы их блокировки, самостраховки, удлинители, карабины и т.д., а также защитные каски. На некоторых этапах к осмотру также может предъявляться прочее снаряжение, используемое группой в походе.

2.2. Снаряжение, используемое при прохождении этапа, вместе с допуском технической комиссии должно быть предъявлено перед стартом судье на этапе.

2.3. К снаряжению предъявляются следующие требования:

2.3.1. Основная веревка должна должна быть заявлена производителем, в качестве таковой. Допускается использование веревок 1/2 и Twin при условии их правильного (в зависимости от типа веревок) сдваивания/спараллеливания.

2.3.2. Все элементы страховки, самостраховки и блокировки должны быть выполнены из основной веревки или равнопрочного ей материала. Длина самостраховки не более 1,5 метров, если иное не оговорено в Условиях на дистанции. Если участник был выпущен на дистанцию с соблюдением этих правил, но в ходе выступления произошло их нарушение (например, перетерлась блокировка самостраховочной системы и участник сблокировал ее веревкой, не соответствующей требованиям п.2.3.1., или использует для самостраховки вместо основной веревку, взятую для вспомогательных целей и т.д.), то участник получает штраф, предусмотренный пунктом "неправильная страховка", и предупреждается о необходимости исправить нарушение, а при отказе от исправления команда снимается с дистанции.

2.3.3. При утере защитной каски движение участника и на участке дистанции над ним останавливается до возвращения каски. При невозможности ее возвращения без нарушения Правил или Условий соревнований команда снимается с дистанции.

2.3.4. Все карабины в страховочной и самостраховочной цепи должны быть с муфтой, за исключением карабинов на оттяжках, при условии правильного их использования (вщелкивания веревки при нижней страховки способом "от стены наружу").

2.3.5.

2.3.6. Длина оттяжек и лесенок не более 1,5 метров.

2.3.7. Все нестандартные устройства, используемые в системе страховки, самостраховки, транспортировки "пострадавшего" и при движении на переправах должны быть продублированы стандартным снаряжением. Применение самосбрасывающихся элементов и саморазвязывающихся узлов не допускается (если иное специально не оговорено в Условиях на дистанции). При нарушении команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, а при отказе от исправления — снимается с дистанции.

2.4. Контрольный груз

2.4.1. Вместо контрольного груза команда проходит всю дистанцию с полным набором снаряжения, планируемого в поход.

2.4.2. На ряде этапов может требоваться, чтобы количество рюкзаков команды совпадало с количеством участников.

2.4.3. Запрещается одновременная транспортировка одним участником более одного рюкзака на плечах. Если условиями этапа не оговорено обратное, допускается транспортировка второго рюкзака "волоком" на самостраховке, вытягивание за веревку и т.д.

3. Условия прохождения дистанции

3.1. Регламент явки команд на старт этапов оговаривается в Положении или Условиях кросс-похода.

3.2.

3.3. Началом движения участника на этапе является снятие его с самостраховки или (при движении из зоны, где по Условиям он может находиться без самостраховки) пересечение условной ("с земли") или нанесенной на рельеф линии, обозначающей границы этапа.

3.4. Посещением пункта (контрольного, страховочного и др.) является касание участником точки страховки (крюка, закладки и т.п.)или специальной судейской отметки.

3.5. Промежуточная точка страховки считается пропущенной после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем точке или в случае, если для прощелкивания в нее лидеру требуется сделать движение назад по дистанции (например, на подъеме - при нахождении точки ниже ступней лидера).

3.6. Прохождением контрольного груза через пункт считается посещение пункта (п.3.4) участником, несущим груз на спине или касание груза участником, находящимся на этом пункте.

4. Разъяснение таблицы штрафов

4.1. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается штраф за каждое из них.

4.2. При прохождении дистанции командой судьи по технике фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках указывают, на них участникам и требуют их устранить (кроме потери снаряжения - потерянное снаряжение возвращается команде после финиша этапа), а если данная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, требуют ее немедленного устранения, вплоть до остановки участника или команды. Например: участник предпринял попытку выхода на маршрут без верхней страховки. Судья обязан остановить его и потребовать обеспечения страховки. За невыполнение требований судьи команда может быть снята с дистанции.

4.3. Следить за правильным положением судейской страховки при прохождении дистанции обязаны сами участники. Прикрепление судейской страховки к участнику и снятие ее выполняется под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его, потребовать прикрепления к судейской страховке и проконтролировать его (визуально). При этом никаким штрафом команда не наказывается. Если произошла потеря (без возможности восстановления) судейской страховки в процессе работы на этапе, команда снимается с этапа.

4.4. Нарушения, наказываемые штрафом "снятие" должны фиксироваться не менее, чем двумя судьями. Решение о снятии команды с дистанции принимает главный судья соревнований, заместитель главного судьи на дистанции (по виду) или старший судья этапа.

4.5. Если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящими Методическими рекомендациями, то они должны оцениваться с точки зрения действующих правил техники движения и страховки в альпинизме и горном туризме. На кросс-походе возможны ситуации, когда действия, не нарушающие напрямую правила будут оценены как нарушающие безопасность на основе экспертного мнения судейской коллегии.

4.6. По Условиям проведения кросс-похода, прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, а на дистанциях — его заместителей и старшего судьи этапа.

5. Техника

5.1. Срыв лидера с повисанием на судейской страховке — 10 баллов, после 3 срывов - сменить лидера

Нарушением считается полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекрашением падения благодаря срабатыванию судейской страховки. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решается в пользу команды.

После повисания на судейской страховке участник плавно опускается вниз до повисания на командной - и уже из данного положения продолжает работу на этапе.

5.2. Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции — снятие

Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции без возможности восстановления в рамках условий Кросс-похода.

Нарушением считается:

5.3. Использование опоры за ограничением — 10 баллов

Нарушением считается нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры и суммируется в пределах этапа.

Не является нарушением:

5.4. Выход за ограничение — снятие

Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения, т.е. прекращение его контакта с дистанцией.

5.5. Использование судейской страховки как точки опоры — 10 баллов

Нарушением считается каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование ее для поддержания равновесия.

При навесной переправе нарушением считается нагружение судейской страховки самостраховкой переправляющегося участника.

5.6. Прекращение страховки — 5 баллов

Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушений Правил соревнований или Условий.

Нарушением считается:

1. Прекращение страховки страхующим:

2. Потеря страховки страхуемым:

3. Неправильный переход от страховки к самостраховке:

5. Недопустимо большой маятник. Штраф выставляется, если после повторного предупреждения участник не принимает мер к уменьшению маятника.

5.7. Неправильная страховка — 3 балла

Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего.

Штраф дается один раз за неправильно выполненный прием в пределах участка маршрута на каждого участника.

Нарушением считается:

1. Неправильные действия страхующего при верхней или нижней страховке:

2. Неправильные действия страхуемого:

3. Неправильное расположение страхующего относительно страхуемого:

4. Неправильное завязывание узла в элементах страховки или самостраховки.

5. Неправильная перильная страховка

6. Применение страховки небезопасным способом

7. При переправе вброд не учтено направление течения.

5.9. Пропуск точки промежуточной страховки — 5 баллов

Точка промежуточной страховки (для участника, идущего с нижней командной страховкой) считается пропущенным после закладывания страховочной веревки в карабин следующей точки или в ситуации, когда для встегивания участнику требуется сделать движения назад (например, когда при подъеме участник вышел ступнями выше промежуточной точки).

Нарушением считается:

5.10. Потеря контрольного груза, основной веревки и прочего снаряжения

Потерянным считается снаряжение, если оно оставлено на дистанции после финиша команды, утеряно, преднамерено сброшено или безконтрольно существенно переместилось (скатилось по склону, например) даже если после перемещения оно было поднято участниками.

Пришедшее в негодность (сломался молоток, лесенка или порвалась веревка), но не оставленное на дистанции после финиша команды снаряжение не считается потерянным.

Потерянное снаряжение возвращается команде после окончания работы на дистанции.

5.10.1. Потеря рюкзака — 20 баллов

Нарушением считается потеря одного из рюкзаков участников.

5.10.2. Потеря основной веревки — 10 баллов

Все веревки, соответствующие требованиям п.2.3.1. и длиной не менее 5 м (независимо от назначения) при потере считаются основными. Нарушением считается также сбрасывание основной веревки, не закрепленной хотя бы одним концом.

5.10.3. Потеря прочего снаряжения — 1 балл

Штраф налагается за каждую оставленную или утерянную единицу снаряжения. Если группа предметов сблокирована в единую систему (например, оттяжка с жестко прикрепленными к ней карабинами), то при утере она считается за один предмет.

5.11. Не завинчена муфта карабина — 1 балл

Муфта карабина считается незавинченной, если при нажатии на защелку карабин открывается.

Нарушением считается, если муфта карабина, используемого в элементах страховки или самостраховки не завинчена или развинтилась в процессе выступления команды.

Разрешается использовать карабины с незавинченной муфтой (или не оборудованных муфтой) на оттяжках при условии их правильного применения (простегивании страховочной веревки по принципу "от стены наружу"), а также при транспортировке вспомогательного снаряжения, контрольного груза и работе с ним, для создания искусственных точек опоры (лесенки, петли) и т.д.

5.12. Не выбит командный крюк — 5 баллов

Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды забитого командного крюка или закладного элемента (независимо от того, использовались ли они в качестве промежуточных пунктов страховки или как точки опоры).

Штраф налагается за каждый оставленный на дистанции крюк.

Если крюк или закладной элемент выпал, но не подобран командой и остался на дистанции после финиша команды, то это оценивается как потеря единицы снаряжения.

5.13. Снос участника течением — 10 баллов

При переправе вброд участник сбит течением реки и повис на командной страховке. При переправе "стенкой" штраф ставится в случае разделения стенки на части или отделения от стенки отдельного участника.

Если участник не может самостоятельно или с помощью команды выбраться на берег, а дальнейшее его пребывание в воде небезопасно, то судьи оказывают экстренную помощь сбитому течением участнику, а команда снимается с дистанции за техническую неподготовленность.

5.14. Намокание участника на навесной переправе или переправе по бревну — 10 баллов

Касание воды или провисание ниже условного уровня воды.

5.15. Неправильное выполнение элемента технического приема — 5 баллов

Под "техническим приемом" понимаются специально оговоренные в Условиях на дистанции приемы транспортировки "пострадавшего", "маятники", переправы:

Нарушением считается:

5.16. Неаккуратное обращение с пострадавшим — 5 баллов

Нарушением считается:

В случае крайне неаккуратного обращения с пострадавшим за одно нарушение штраф может быть поставлен дважды.

5.17. "Пострадавший" оказывает помощь — 3 балла

Нарушением считается если "пострадавший" производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения. Характер "травмы" и возможные действия пострадавшего при ней оговариваются в Условиях. В случае постановки штрафа команда обязана вернуться в ситуацию, в которой находилась до того, как пострадавший оказал помощь.

Допускается "пострадавшему" поправлять личные вещи — каску, очки, воротник, рукавицу и т.д., а также защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением и т.д.

В случае, если пострадавший намеренно и неоднократно предпринимает действия по помощи команде, команда (после предупреждения) снимается с этапа.